Расходы бюджета продолжат расти, а профицит уменьшится

Бюджетный стимул может не вызвать желаемого роста экономики
Правительство Дмитрия Медведева еще поработает над бюджетом/ Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство в целом одобрило проект федерального бюджета, к концу сентября он будет доработан. Расходы в 2020 г. вырастут на 500 млрд руб. по сравнению с текущей версией трехлетнего бюджета – до 19,5 трлн руб., видно из опубликованных Минфином материалов. По отношению к 2019 г. расходы возрастают на 1,2 трлн руб., их доля в ВВП увеличится на 0,5 п. п. до 17,3%. Расходы продолжат расти и дальше – до 21,8 трлн руб. к 2022 г., но отношение к ВВП после 2020 г. начнет снижаться. В процентах к ВВП после 2020 г. будет замедление (16,9% в 2021 и 2022 гг.).

Последний раз такой сильный стимул за два года (2019–2020 гг. на 1,2 п. п.) бюджет предоставлял экономике в 2008–2009 гг., но сейчас это структурный стимул, который «никуда не денется через несколько лет», говорит чиновник Минфина.

На нацпроекты расходы вырастут в 2020 г. на 100 млрд руб. (по отношению к действующему закону) до 2 трлн руб. Больше всего – на «Науку» (+34% до 57 млрд руб.), «Демографию» (+16% до 616 млрд) и «Здравоохранение» (+7% до 321 млрд). В целом расходы на здравоохранение в 2020 г. по сравнению с 2019 г. растут почти на 50%, максимум с 2005 г., отмечает Минфин.

Доходы бюджета будут постепенно снижаться – с 18,5% ВВП в 2019 г. до 17,2% ВВП в 2022 г. В итоге профицит бюджета сократится с 1,7% ВВП в 2019 г. до 0,2% ВВП в 2022 г. Это связано с прогнозируемым снижением цены на нефть, а также с потерями из-за налоговых льгот нефтегазовому сектору, следует из сообщения Минфина. Только в 2019 г. из-за льгот нефтяникам бюджет лишится 1,6 трлн руб. Ненефтегазовый дефицит останется около 5,8–5,9% ВВП, сказал он, объяснив небольшое сокращение ненефтегазовых доходов передачей акциза на нефтепродукты регионам.

Регионы получат из бюджета 7,5 трлн руб. за три года. Из них 2,2 трлн – на нацпроекты.

Пока же чиновники с трудом осваивают выделенные деньги. По словам представителя Минфина, к 13 сентября кассовое исполнение нацпроектов составило 47,1%. Не использованные в 2019 г. деньги будут перенесены на 2020 г., сообщил сотрудник аппарата правительства: «Но потом будем проводить более жесткую политику». Не исключено, что рост расходов – это переложенные деньги, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Расходы определялись по правилам Бюджетного кодекса, лаконичен представитель Минфина.

Наращивание госрасходов соответствует задачам роста ВВП и другим, считает руководитель направления «Бюджет и налоги» ЦСР Левон Айрапетян. Бюджетные стимулы эффективны в кризис, возражает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, но, когда потенциальный рост низкий, нет смысла его ускорять с помощью краткосрочных инструментов.

Это увеличение расходов бюджета не настолько существенно, чтобы дать заметный стимул экономике, говорит Акиндинова. Это не стимулирующий бюджет, а в большей степени социальный, считает и эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина.