Благоустройство Москвы в этом году оказалось дороже Крымского моста

За девять лет столичные власти потратили на создание комфортного города 1,5 трлн рублей
Благоустройство Москвы по стоимости сопоставимо с бюджетами Татарстана или Свердловской области/ Сергей Савостьянов / ТАСС

Первый год руководства Сергея Собянина запомнился москвичам развороченными тротуарами в центре: их мостили плиткой. Необходимость замены асфальта власти объясняли заботой о здоровье москвичей: мол, при укладке асфальта выделяются вредные вещества, а плитка экологически безопасна. «Конечно, некомфортно, но это ведь временно, и через две недели после окончания работ об этом никто и не вспомнит», – говорил в 2011 г. в интервью «Ведомостям» Собянин. Но работы растянулись на годы.

В 2015 г. власти запустили новый проект «Моя улица». На сайте мэра он называется «крупнейшим проектом благоустройства в современной истории Москвы», задача которого – «создать комфортную городскую среду и сделать Москву местом, удобным для жизни». В итоге на удобную жизнь с 2011 г. власти потратили более 1,5 трлн руб., свидетельствуют данные бюджета Москвы. Примерно столько же на благоустройство потратила вся остальная Россия (1,7 трлн руб.).

За 10 месяцев 2019 г. по статье «Благоустройство» город освоил 281 млрд руб. Это больше, чем потратил федеральный бюджет на строительство Крымского моста (228 млрд руб.), сопоставимо с бюджетами Краснодарского края, Татарстана или Свердловской области. И почти столько же, сколько столица тратит на строительство метро и новых дорог (в 2019 г. на это потратят 319,3 млрд руб.).

Приоритетом нового руководства Москвы в 2010 г. было названо развитие инфраструктуры, Собянин правильно перенаправил расходы бюджета на инфраструктуру, так как она развивалась недостаточными темпами, комментирует экономист Наталья Зубаревич. Но такой рост расходов на благоустройство она называет «не очень нормальным»: за девять месяцев город направил на это 15% всех расходов бюджета и они превысили все расходы города на образование. Зубаревич объясняет это ростом доходов города: если в 2011 г. они составили 1,13 трлн руб., то в 2020 г. ожидаются на уровне 2,8 трлн руб. «То, что сейчас собирает Москва, – это фантастика. Деньги были направлены на инфраструктуру, но оказалось, что и на это их потратить нельзя. А тратить надо было, чтобы не забрал центр», – считает она.

Петр Бирюков
заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства

«Меня часто спрашивают, когда закончится программа «Моя улица». Отвечаю: никогда».

Минфин и мэрия не раз пытались договориться, что федеральные власти не будут забирать никакие доходы города, рассказывает федеральный чиновник, но закрепить такую договоренность законодательно пока не получается и получить твердые гарантии Москва не может.

Например, Москва заявляла, что может потерять порядка 28 млрд руб. из-за увеличения федеральной доли налога на прибыль с 2 до 3 п. п. из 20% в 2017–2020 гг. – эти деньги были направлены на поддержку бедных регионов. «Есть субъекты России (например, Москва), которые за счет прибыли получают большие объемы ресурсов. Если мы централизуем часть налога на прибыль, то сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями», – говорил министр финансов Антон Силуанов на ПМЭФе.

В сентябре 2018 г. он предлагал зафиксировать условия межбюджетных отношений до 2024 г. «Такие золотые слова надо высечь на камне», – ответил Собянин и пообещал найти для этого подходящее место в Москве. Но с тех пор проблема так и не решена, а финансовые условия работы регионов ужесточаются все сильнее, не удивительно, что городу проще потратить больше денег, чем опасаться, что его доходы заберут, признает чиновник.

«У Москвы очень сильное финансовое положение за счет роста налоговых доходов, есть свободные средства. А благоустройство – это такая статья расходов, где быстро можно показать результат. Тут возможности совпали с желанием продемонстрировать, как власти Москвы заботятся о жителях, такая визитная карточка», – комментирует старший директор Fitch Владимир Редькин.

Чем больше город вкладывает средств в инфраструктуру, тем лучше, уверен урбанист Петр Кудрявцев. По его мнению, Москва, как и любой постсоветский город, фактически не занималась развитием улиц, скверов, парков, набережных всю вторую половину XX в., сейчас приходится восполнять этот пробел. «Развитие общественных пространств влияет на инвестиционную привлекательность города, с годами эти вложения вернутся», – считает Кудрявцев. С ним соглашается представитель администрации Перми: «В Перми на благоустройство тратится до 20% бюджета, сюда входит капремонт домов, дворы, парки, общественные пространства, озеленение, содержание дорог. Это влияет на настроение людей, их отношение к себе и к региону не меньше, чем расходы на образование и здравоохранение». Позитивные изменения от благоустройства в Москве есть – например, расширили тротуары, считает сооснователь «Городских проектов» Максим Кац. Но с точки зрения размера инвестиций не понятно, куда были потрачены такие деньги, отмечает Кац: возможно, траты связаны с избыточными работами по замене асфальта и бордюров, на которые жалуются москвичи.

Несмотря на гигантские инвестиции, Москва заняла 52-е место среди 100 российских городов, где комфортно и не очень дорого жить, в рейтинге Института территориального планирования «Урбаника», писал РБК. В ноябре федеральные власти составили собственный рейтинг, и вице-премьер Виталий Мутко назвал самым комфортным городом Москву.

К моменту публикации в правительстве Москвы на запрос «Ведомостей» не ответили.