Коронавирус становится главным риском для российской экономики в 2020 году

Поддержать ее может внутренний спрос
Российской экономике потребовалась помощь из-за вируса/ РИА Новости

Президент Владимир Путин поручил в субботу проработать дополнительные меры по снижению влияния коронавируса на российскую экономику. Оно может оказаться существенным – эпидемия уже стала серьезным риском для роста ВВП, указал Центробанк в комментарии о ситуации в экономике: распространение вируса может усилить начавшееся в 2020 г. замедление роста производственной активности.

Коронавирус превратился в одну из главных проблем глобальной экономики, заставил инвесторов серьезно нервничать и привел к обвалу биржевых индексов. Дешевеет нефть, падает курс рубля.

Главная угроза для российской экономики – сокращение экспорта нефти в Китай и снижение цен на нее, единодушны эксперты. В пятницу стоимость барреля нефти Brent впервые за 2,5 года опускалась ниже отметки в $49. По оценкам аналитиков ЦМАКПа, в I квартале средняя цена нефти может составить около $58 за баррель, а ко второму полугодию сырьевые котировки вернутся к базовому уровню в $60. По прогнозу «Ренессанс капитала», цена нефти сохранится в среднем на уровне $60 (см. статью на стр. 10). Нефтяной сектор может потерять $15–18 млрд – в основном в первом полугодии, предупреждают аналитики ЦМАКПа.

Основные риски – для промышленности, указывает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Оценить влияние вируса на промышленное производство пока сложно, говорит директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов, по первым оценкам, его рост может замедлиться на 1 процентный пункт (п. п.)

Сократится экспорт транспортных услуг – сектор железнодорожных и авиаперевозок потеряет от $10 млн до $25–30 млн и $200–550 млн соответственно в зависимости от масштаба и срока сокращения поездок. Экспорт и импорт туристических услуг сократятся почти одинаково, считают аналитики ЦМАКПа. По данным Ассоциации туристических операторов России, в прошлом году страну посетило 1,5 млн китайских туристов. Но около 75% китайского турпотока приходится на май – сентябрь, а с января по май в Россию с помощью туроператоров приезжало около 40 000 китайских туристов в месяц, указывают аналитики ЦМАКПа. Китайские туристы в среднем тратят $5000–7000 на поездку, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Туристический бизнес, по подсчетам Ассоциации туроператоров России, потеряет на выездном туризме около 27 млрд руб. Поддержку может оказать рост внутреннего туризма, говорит главный аналитик «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова.

Также увеличится отток капитала – по прогнозу ЦМАКПа, на $5–10 млрд из-за роста выплат по внешнему корпоративному долгу и осложнению его рефинансирования. При негативном развитии сценария – еще большем падении глобальных рынков и рубля – пострадать может более широкий круг отраслей: в ситуации неопределенности и резких изменений курса валюты снижается спрос на инвестиционные товары, а также рентабельность бизнесов, зависящих от импорта, перечисляет Евдокимова. Компании, вероятнее всего, начнут сокращать инвестиции в условиях более медленного, чем ожидалось, снижения ключевой ставки Центробанком, прогнозируют эксперты ЦМАКПа, в случае негативного сценария они могут сильно упасть – на 6–6,4% в 2020 г.

Всего в 2020 г. рост экономики потеряет 0,1–0,3 п. п., если вспышка вируса прекратится ко II кварталу, подсчитали аналитики ЦМАКПа, а более активное распространение вируса может вычесть из роста ВВП уже 0,4–0,7 п. п. – при таком сценарии сокращение экспорта станет главным фактором, мешающим экономике восстанавливаться.

Смягчить удар и поддержать экономику поможет увеличение внутреннего спроса благодаря ускорению роста зарплат и бюджетных расходов, пишут аналитики Центробанка. Окажет поддержку и замедление роста импорта из-за ослабления рубля и сокращения ввоза товаров из Китая (импорт снижает чистый экспорт, что негативно влияет на рост ВВП), указывает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников.

Вирус может обнулить эффект от обещанных Путиным мер социальной поддержки, предупреждали аналитики Citi. Падение цен на нефть может замедлить рост российского ВВП на 0,28 п. п. (до 1,72%), предложение Путина увеличить социальную поддержку населения ускорило бы его на 0,24 п. п. при условии, что все полученные деньги семьи потратят.