Госзаказ на социальные услуги будут распределять через конкурсы
Это повысит качество услуг, предоставляемых гражданам за счет бюджетаВ 2021 г. власти 18 регионов будут оплачивать за счет бюджета услуги, предоставляемые не только государственными, но и некоммерческими организациями. Например, претендовать на госфинансирование смогут детские досуговые центры и биржи труда. Такие возможности открыл закон «О государственном социальном заказе», он принят в июле 2020 г., а со следующего года стартует эксперимент по его применению. Свое участие в эксперименте подтвердили Московская, Тюменская, Оренбургская, Новгородская области, город Санкт-Петербург, Алтайский и Красноярский край и другие регионы. Каждый из них будет применять соцзаказ в одном из шести направлений: соцобслуживание (кроме стационара), санаторно-курортное лечение, паллиативная медицинская помощь, развитие туристической индустрии, спортподготовка и занятость населения.
Помимо привлечения исполнителей соцзаказа через госзадания, как это происходит сейчас, региональные власти смогут использовать механизм конкурсов. Или просто выдавать жителям сертификат на получение услуги, а те уже самостоятельно найдут того, кто ее окажет. В частности, практику выдачи сертификатов намереваются внедрить в Московской области. «В качестве социального сертификата будет применяться разрабатываемая для всех нуждающихся в социальном обслуживании граждан индивидуальная программа предоставления социальных услуг, – рассказали «Ведомостям» в пресс-службе минсоцразвития Московской области. – При этом количество и перечень услуг не изменится, но гражданин сам будет выбирать организацию, которая окажет ему услугу».
Наибольшую активность регионы проявили к эксперименту по двум направлениям – социальному обслуживанию и содействию занятости. «К примеру, биржи труда с большим трудом обеспечивают процесс адаптации граждан, потерявших работу, к новым условиям, практически не неся ответственности за качество и результаты своей деятельности, – указывает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. – При этом многие граждане желают получить новые знания и навыки, которые необходимы в процессе цифровой трансформации российской экономики».
По мнению специалистов Минфина, неэффективность возникает из-за инертности бюджетного сектора. Главная проблема в госорганизациях – отсутствие стимулов развития, ведь госучреждение будет обеспечено госзаказом вне зависимости от качества услуг. В свою очередь, коммерческие компании в сферах образования, социального обслуживания, организации отдыха незащищенных категорий лиц часто страдают от неэффективности менеджмента, отсутствия устойчивых хозяйственных связей, недоступности финансовых ресурсов. Решить эти проблемы и должен механизм соцзаказа. «У государства появляется подвижный инструмент перераспределения ресурсов в социальной сфере, – отмечают в Минфине. – Вовлечение негосударственных организаций на постоянной основе в социальный заказ позволяет расширять занятость и применять в социальной сфере принципы проектного финансирования». При этом, подчеркивают в ведомстве, закон о соцзаказе «не ставит целью сокращение расходов на социальную сферу, а направлен на повышение их эффективности».
Так, одной из новаций законопроекта является единство подходов к финансовому обеспечению оказания государственных услуг в социальной сфере вне зависимости от организационно-правовой формы исполнителя услуг. Соцзаказ также поможет распространить отдельные практики социальных услуг там, где их до сих пор не было, а конкуренция на конкурсах положительно отразится на качестве таких услуг, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова. «Реализация закона в перспективе позволит решить проблему неравномерного распределения государственного финансирования оказания услуг в социальной сфере между государственными и негосударственными организациями», – подчеркивает она. При этом решение об использовании новых механизмов останется за местными властями. «Если регион или муниципалитет оценивает сложившуюся систему оказания государственных услуг как достаточную и эффективную, то сможет сохранить применение сложившихся инструментов. Например, по-прежнему использовать исключительно механизм государственного задания и подведомственную сеть учреждений», – подчеркивает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина.
Пока судить об эффективности нового инструмента все же рано, считают эксперты. Многое будет зависеть от форм контроля и показателей, которые пропишет законодатель. «Очень важно, чтобы программа соцзаказа не утонула в бюрократических процедурах и требованиях к отчетным документам, – подчеркивает Ордов. – В связи с этим очень важными становятся критерии эффективности оказанных услуг». По закону каждый регион должен будет самостоятельно установить такие критерии. В Минфине рекомендуют проводить масштабные соцопросы, в которых будут выяснять рост удовлетворенности граждан качеством услуг, усиление конкуренции, увеличение охвата и повышение доступности услуг.