Страховые компании не торопятся использовать биометрию

Выгоды от ее использования для удаленного обслуживания клиентов неочевидны
Страховые компании не торопятся использовать биометрию /PhotoXPress

Использование биометрических данных клиентов – одно из перспективных для страховой отрасли новшеств, которое может увеличить количество услуг, получаемых дистанционно. Об этом Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, заявил 27 января на конференции «InsurSelling-2021. Продажи страхования – стратегия и тактика, трансформация и эволюция, мифы и реальность».

Принятый в конце прошлого года закон о Единой биометрической системе (ЕБС) сделал доступными сервисы удаленной идентификации не только для банков, но и для некредитных финансовых организаций и компаний из других секторов экономики, в том числе страховщиков. Закон предусматривает возможность использования в страховании так называемых коммерческих биометрических систем, к которым предъявляются более мягкие требования. Аксаков условно сравнил данные из ЕБС с паспортом гражданина, тогда как данные коммерческих систем, по его мнению, можно приравнять к водительским правам, поскольку данные коммерческих биометрических систем смогут использоваться в ограниченном пространстве прежде всего в рамках той коммерческой организации, которая эти данные собирает и внутри своей организации активно использует. «Но эта упрощенная система должна быть описана в постановлении правительства», – подчеркнул Аксаков. Оно уже готовится, причем в нем помимо прочего будет предусмотрена аккредитация организаций, использующих биометрические данные для коммерческих целей.

С 1 января 2021 г. граждане России могут удаленно проходить идентификацию и получать с помощью биометрии широкий спектр финансовых и государственных услуг, а наличие данных одновременно в ЕБС и Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) позволяет получать услуги без предъявления паспорта. Сдать данные в ЕБС можно в любом из 13 300 отделений 231 банка, расположенных в 95% городов России, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Если раньше доступ к этим данным имели только банкиры, то теперь получили и страховщики. Правда, сами они пока смутно понимают, какие возможности им дает доступ к биометрическим данным.

В конце 2020 г. представители банков критично отозвались о перспективах коммерческой биометрии, назвав предлагаемые в поправках требования к коммерческой биометрии слишком строгими и чрезмерно подробными для уровня федерального закона. Сейчас выясняется, что к новой технологии не готовы и страховые компании.

«Страховщики пока изучают возможности биометрических систем и данных, но в настоящее время широкого прикладного их использования нет. Тут много причин, и, наверное, прежде всего это то, что с точки зрения коммерческого использования страховые продукты сильно отличаются от банковских. Люди по несколько раз в день заходят в свои банковские приложения и совершают финансовые транзакции, со страхованием история частотности обращений другая», – объясняет Виктор Дубровин, вице-президент Всероссийского союза страховщиков. 

«Ростелеком» как разработчик ЕБС приводит множество примеров, когда биометрия позволяет качественно улучшить сервис, однако в списке этих услуг пока нет страховых. «Сегодня ведутся проекты по дистанционному подписанию договоров с мобильными операторами, биометрическому проходу на стадионы, тестируются сервисы для дистанционных каналов обслуживания клиентов банков, оплаты в вендинговых автоматах, в транспорте. Готовятся к запуску совместный проект с банком ВТБ по биоэквайрингу в сети гипермаркетов «Лента», сервисы для нотариусов и судопроизводства и др.», – уточнили в «Ростелекоме».