Промышленность выходит из убытков

В конце прошлого года финансовые результаты компаний существенно улучшились
Автопром смог закончить кризисный год с прибылью/ Максим Стулов / Ведомости

Сальдированная прибыль российских предприятий (без малого бизнеса, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в 2020 г. упала на 23,5%, сообщил Росстат. В целом российские компании заработали за вычетом убытков 12,4 трлн руб. Доля убыточных предприятий выросла до 29,4%. Для сравнения: по итогам 2019 г. чистая прибыль организаций составила 16,2 трлн руб., доля убыточных организаций – чуть более четверти: 26,5%.

По итогам 2020 г. статведомство назвало убыточными пять отраслей: производство и распределение пара, производство и распределение газа, гостиничный и ресторанный бизнес, железнодорожные пассажирские перевозки, а также добычу угля. За год убытки в них возросли более чем вдвое.

Результат мог бы быть и хуже, если бы не оживление в экономике в конце года. Так, по итогам трех кварталов 2020 г. доля убыточных организаций была 32,6%, но по итогам четырех кварталов она снизилась на три с лишним процентных пункта. «Наибольший положительный вклад в сальдированный финансовый результат по итогам 2020 г. внесли деятельность по операциям с недвижимым имуществом (+72,3% к 2019 г.), строительство (+53,1%), сельское хозяйство (+86%), деятельность в области информации и связи (+30,3%)», – отмечает руководитель направления «Макроэкономический анализ и финансовые рынки» ЦСР Наталья Сафина.

По ее мнению, прибыль застройщиков выросла за счет роста продаж на фоне повышенного спроса на новостройки благодаря программе льготного ипотечного кредитования и значительного повышения цен на недвижимость (в среднем на 20–25% за год)». «В сельском хозяйстве увеличению доходов компаний способствовали рост производства сельскохозяйственной продукции (+1,5% за 2020 г.) и рост мировых цен на зерно. В 2020 г. Россия стала лидером на мировом рынке пшеницы благодаря второму по величине урожаю зерновых в истории. По данным ФТС России, экспорт пшеницы увеличился по итогам 2020 г. в физическом выражении на 20,9%, а в стоимостном – на 28,2%», – говорит Сафина.

При этом значительное замедление темпов падения финансового результата было зафиксировано в обрабатывающих отраслях (-16,5% за 2020 г. после падения на 27,6% по итогам 11 месяцев 2020 г.). «Это согласуется с улучшением динамики промышленного производства в декабре, которое по обрабатывающим отраслям резко ускорило рост – до 7,9% в годовом выражении после роста на 2,9% в ноябре. Одним из драйверов роста выпуска в обработке в конце прошлого года стало резкое ускорение производства лекарственных средств (на 83,1% в декабре по сравнению с декабрем 2019 г.), что может быть связано с выходом производства вакцины против коронавируса на промышленные масштабы», – отмечает Сафина.

Замедление распространения коронавирусной инфекции способствует росту прибыли предприятий, утверждают экономисты института «Центр развития» НИУ ВШЭ в аналитической записке «Комментарии о государстве и бизнесе». При общем сохранении тенденций и все еще значительном отставании от темпов 2019 г. некоторым отраслям вполне удается наращивать прибыль, констатирует сотрудник «Центра развития» Алексей Кузнецов. В частности, положительный финансовый результат был отмечен в автомобильной промышленности, хотя до октября отрасль преимущественно терпела убытки, напоминает он. «Здесь по-прежнему сказывается государственное стимулирование спроса на автомобили (в частности, программа льготного кредитования, опережающие госзакупки, закупка автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов)», – объясняет эксперт.

«Весьма уверенными темпами также росла прибыль в производстве пищевых продуктов, напитков и табака и производстве текстильных изделий (125,5%), где сыграло роль наращивание выпуска тканых масок и иных санитарно-гигиенических принадлежностей (так, известно о более чем 20-кратном росте производства масок с начала пандемии), – отмечается в бюллетене «Центра развития». – Стабильно очень высокими темпами растет прибыль в производстве прочих готовых изделий (куда включается и медицинское оборудование), высокий прирост отмечается в производстве лекарств, резиновых и пластмассовых изделий».

И только одна отрасль обрабатывающей промышленности – деревообработка – продемонстрировала в 2020 г. отрицательный сальдированный финансовый результат. «Это стало следствием спада спроса на российскую древесину со стороны ее главного импортера – Китая, который первым вводил жесткий локдаун в связи с началом коронакризиса (так, в первой половине 2020 г. из России в Китай было поставлено на 65% меньше пиловочного сырья, чем за аналогичный период 2019 г.)», – подчеркивает Кузнецов.

Эксперты «Центра развития» также отмечают, что в конце года росла прибыль в здравоохранении. «Это объяснялось сосредоточением на борьбе с распространением коронавирусной инфекции в ущерб оказанию иных медицинских услуг. Однако пандемия, видимо, смогла также простимулировать существенное увеличение числа обращений в частные клинико-диагностические центры (для сотрудников ряда организаций многократная сдача анализа ПЦР являлась необходимостью), что со временем и обеспечило отрасли положительный сальдированный финансовый результат», – отмечаются в ВШЭ.