Эксперты ожидают роста экономики России в этом году на 4,1–4,5%

Ранее в Минэке улучшили прогноз ВВП, но не захотели давать точных оценок
Росту ВВП может помочь позитивный сюрприз в сфере услуг, связанный с новогодними праздниками/ Максим Стулов и Евгений Разумный / Ведомости

Рост российской экономики в 2021 г. может превысить прогнозируемые правительством 4,2%, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса. Конкретную оценку он не привел, но уточнил, что ее улучшение объясняется оптимистичными данными за октябрь. По данным Минэка, увеличение ВВП в октябре составило 4,9% год к году, в сентябре аналогичный показатель был зафиксирован на уровне 3,7%.

Недавно Минэк уже улучшал прогноз экономического роста на этот год – с 3,8 до 4,2%. «Ведомости» спросили аналитиков, появились ли у министерства новые основания для пересмотра оценок в сторону повышения.

Пока существенных предпосылок для улучшения прогноза нет, полагает директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. И вряд ли они появятся до конца года – только если отраслевые данные за первые три квартала будут существенно пересмотрены. Оценки АКРА в целом совпадают с последними прогнозами Минэка – в базовом сценарии ожидается экономический рост на 4,1–4,2% за полный 2021 год, сообщил Куликов. Эффект низкой базы уже в целом исчерпан, поэтому в IV квартале рост ВВП будет более скромным – он увеличится на 2,9–3,4%, прогнозирует эксперт.

Инвестиционный спрос замедляется, потребительский – тоже, а внешняя конъюнктура, прежде всего в Европе, не очень благоприятная из-за очередной волны пандемических ограничений, полагает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. По данным Росстата, рост инвестиций в основной капитал в России в III квартале 2021 г. замедлился до 7,8% в годовом выражении после 11% во II квартале. Ранее Минэкономразвития в декабрьском докладе «О текущей ситуации в российской экономике» сообщило, что суммарный оборот розницы, общепита и платных услуг в октябре замедлился до 0,3% в месячном выражении (после роста в среднем на 0,9% в августе – сентябре).

Рассчитывать можно разве что на позитивный сюрприз в сфере услуг, связанный с новогодними праздниками, добавил Вайсберг. Впрочем, его оценки лучше прогноза Минэка, хотя и незначительно. Эксперт считает, что рост ВВП в этом году составит 4,3%.

Директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой ожидает более высоких темпов: около 4,5%. При этом отклонения от исходных прогнозов не так критичны, учитывая, что рост в 2021 г. является восстановительным, а масштабы уточнения исходных данных от Росстата будут существенными, отметил экономист. Рост ВВП объясняется сохранением неплохих показателей роста частного потребления и инвестиций, а также восстановлением экспорта сырьевых и несырьевых товаров, добавляет Полевой.

Всемирный банк в начале октября повысил прогноз по росту ВВП России в 2021 г. с 3,2 до 4,3%. Аналогичным образом улучшил свои оценки и Международный валютный фонд – он скорректировал прогноз с 4,4 до 4,7%. 13 декабря глава Минфина Антон Силуанов заявил в интервью ТАСС, что рост ВВП России достигнет 4,3–4,5% в 2021 г. и 3% в 2022 г. В целом за 10 месяцев 2021 г. российский ВВП вырос на 4,6%, оценило ранее Минэкономразвития. По данным Росстата, за 9 месяцев показатель вырос на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Драйверы восстановления, которые действовали на протяжении года, постепенно «затухают» в IV квартале, отмечает главный экономист инвесткомпании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По его словам, наблюдается замедление роста цен на сырье после благоприятной конъюнктуры в течение первых трех кварталов, а также снижается потребительский спрос, который внес основной вклад в восстановление экономики в этом году.

Вместе с потреблением падает рост и в промышленной активности, и в других сегментах, добавляет Надоршин. Кроме того, ожидаемое повышение ключевой ставки 17 декабря скажется на всех видах экономической активности – в первую очередь на секторе услуг, который и так еще не восстановился после ограничений, и на розничной торговле, говорит он. Экономист ожидает роста ВВП России на 4,1–4,2% в 2021 г. Это, впрочем, все равно ниже, чем среднемировые темпы – 5,7–5,9%, по оценкам МВФ, напоминает Надоршин.

С конца прошлого года во всем мире начался резкий рост цен на металлы и металлопродукцию. Как отмечал Решетников, за пять месяцев 2021 г. экспортные цены на черные металлы выросли на 30% в годовом выражении, на цветные – на 50%. С 1 августа правительство ввело экспортные пошлины на черные и цветные металлы. Начиная с августа Росстат фиксировал снижение цен в металлургии. В октябре 2021 г. (последние данные Росстата по ценам производителей промышленных товаров) цены на металлопродукцию снижались. Например, на прокат листовой холоднокатаный стали ниже на 19,9%, на трубы прочие – на 18,5%, на прокат листовой горячекатаный стальной – на 17,0%, на трубы стальные электросварные – на 15,5%.

Что ждет экономику в  следующем году

«Несмотря на замедление текущей динамики, экономика продолжает чувствовать себя неплохо и каких-то серьезных рисков на горизонте 2022 г. мы не видим», – отмечает Полевой. По его оценке, рост экономики в следующем году составит 2–2,5%. Ожидается замедление потребительского спроса, но должны продолжить уверенно расти инвестиции, учитывая рекордные показатели прибылей по основным секторам, отмечает эксперт. Сдерживать рост будет отсутствие явных и понятных драйверов для доходов населения в условиях повышенной инфляции, а также замедление кредитования, говорит Полевой.

Основное сдерживающее влияние на экономическую активность в следующем году окажет ужесточение денежно-кредитной политики, говорит Вайсберг. Рост ВВП, по его оценкам, замедлится до 2,2%. Надоршин ожидает более скромного роста в следующем году: на уровне 1,5%. Основные причины резкого замедления – дорогие деньги, серьезное охлаждение на рынке кредитования, коррекция на сырьевых рынках, говорит он.

Следующий год обещает быть годом продолжающегося восстановления глобальных транспортных потоков и смягчения внутренних ограничений, уверен Куликов. «Повторяющиеся временные волны пандемии в нашем базовом сценарии все-таки позволят постепенно продолжать адаптироваться к новым условиям – пространство для восстановления есть как на рынках традиционных экспортных товаров, так и у внутреннего сектора услуг», – говорит экономист. По его словам, влияние на экономику будет оказывать не только пандемия, но и решения в экономической политике, следствия энергетического и транспортного кризиса в отдельных странах и на отдельных рынках.

«Мы ждем замедления роста в следующем году до уровня в 2,5% на фоне исчерпания восстановительного роста, ужесточения кредитных условий и затухания кредитного импульса в розничном сегменте банковского кредитования», – полагает главный экономист по России и СНГ «ВТБ капитала» Александр Исаков. Основными драйверами роста, по его словам, будет добыча нефти, а также связанные с ней отрасли – переработка нефти, обрабатывающие производства, а также продолжение восстановления в сегменте услуг населению. Надоршин тоже связывает надежды 2022 г. с добывающим сектором – на фоне общего экономического роста добыча нефти будет в плюсе.

Мировые финансовые институты также параллельно улучшению прогнозов на 2021 г. ухудшают оценки на следующий год. Всемирный банк в начале декабря ухудшил свои ожидания по росту экономики России в 2022 г. на 0,4 п. п. до 2,4%. МВФ сократил оценки с 3,1 до 2,9%. Минэк, впрочем, был с ними солидарен: он также успел ухудшить оценку на следующий год с 3,2 до 3%.-