В ЕС решили пересмотреть бюджет под гонку субсидий с США

Еврокомиссия обещает сформировать фонд для удержания производств на своей территории
ЕС не может себе позволить соревноваться с США по суммам предоставляемых субсидий/ AFP

Еврокомиссия (ЕК) пересмотрит бюджет на среднесрочную перспективу для формирования механизма защиты европейской промышленности, сообщил «Ведомостям» представитель ЕК. В частности, по его словам, будет форсирована работа над Европейским фондом суверенитета, который начал разрабатываться в ответ на создание в США программы субсидирования, обеспечившей Штатам гораздо большую по сравнению с ЕС привлекательность для бизнеса.

Речь идет об американском законе о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), он предполагает государственные субсидии промышленности на создание экологически чистых производств и климатические программы в размере $369 млрд, а также различные налоговые послабления. Комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка, по сути министр европейской промышленности, Тьерри Бретон в конце ноября назвал эту программу «экзистенциальным вызовом» для европейской индустрии.

При создании Европейского фонда суверенитета власти будут опираться на опыт таких инициатив, как Европейский аккумуляторный альянс (European Battery Alliance, EBA), закон о чипах (European Chips Act) и «Важный проект, представляющий общеевропейский интерес» (IPCEI). Согласно оценкам InnoEnergy, EBA с момента своего старта смог привлечь более 100 млрд евро инвестиций в развитие европейского производства аккумуляторов, к 2025 г. альянс надеется обеспечить полную независимость Европы от импортных аккумуляторов. Закон о чипах, запущенный в феврале 2022 г., предполагает до 2030 г. привлечь около 43 млрд евро частных и государственных средств на поддержку европейских производителей чипов. IPCEI, согласованный ЕК в сентябре 2022 г., нацелен на развитие европейской инфраструктуры водородного топлива и предполагает привлечение государственного финансирования в размере 5,2 млрд евро, а также частных инвестиций в размере 7 млрд евро.

Беглые промышленники

Ключевое условие получения поддержки из американского бюджета по закону о снижении инфляции – локализация производства в США. Например, автопроизводители, выпускающие электронные транспортные средства, могут рассчитывать на налоговый вычет в размере $7500 на каждую машину только в случае, если ее финальная сборка происходит в Штатах. Также с 2023 г. закон будет требовать, чтобы как минимум 40% необходимых минералов для аккумуляторов этих электромобилей было произведено в США или странах, имеющих с ними соглашение о свободной торговле (Канада, Мексика, Австралия, Сингапур, Чили и др.). К 2026 г. эта доля будет увеличена до 80%.

Этим вычетом уже воспользовался немецкий Volkswagen, который в конце октября начал производство электромобилей Volkswagen ID.4 на своей американской фабрике в Чаттануге, штат Теннесси. В связи с этим компания может значительно сокращать цену автомобилей для конечных потребителей – на сумму до $7500 от общей суммы покупки. В результате кроссовер Volkswagen ID.4 стал одним из наиболее быстро продаваемых в США продуктов автоконцерна, отмечал старший вице-президент по маркетингу и стратегии Volkswagen of America Inc. Хайн Шафер.

Ранее о планах расширять производство в США «Ведомостям» сообщили датский производитель ювелирных украшений Pandora и немецкий химический концерн BASF. Pandora сообщила, что уже выкупила 32 американских магазина у своих партнеров по франшизе. В BASF подтвердили планы направлять 15% всех своих инвестиций (всего 25,6 млрд евро) в Северную Америку. Обе компании заверили, что не собираются как-либо уменьшать свое присутствие на европейском рынке.

Конфликт континентов

Европейские власти сначала реагировали на IRA, который был подписан президентом Джо Байденом еще в середине августа, достаточно сдержанно. Но, столкнувшись с реальной угрозой оттока производств в США, значительно ужесточили риторику. В начале ноября ЕС направил официальное сообщение американским властям, в котором предупреждал, что реализация закона о снижении инфляции может «привести к болезненной гонке субсидий» за передовые экологически чистые технологии, – это приведет к росту напряженности в отношениях межу США и ЕС, а также к «ответным» мерам европейских стран, писало Bloomberg. IRA на фоне роста цен на газ может привести к деиндустриализации Европы, говорил Бретон.

«Меры последних нескольких месяцев, в частности IRA, – это меры, которые расколют Запад. <...> Нам необходимо координировать и повторно синхронизировать наши политические программы», – заявил президент Франции Эмманюэль Макрон 30 ноября в Вашингтоне. Он назвал закон «сверхагрессивным» по отношению к бизнесу Франции, указав, что это «убьет много рабочих мест» в Европе. Французский президент заверил, что ему «никто не звонил» из США во время обсуждения IRA.

Байден, выступая на совместной пресс-конференции, не стал извиняться перед Францией за принятые протекционистские меры, но заверил, что упомянутый закон не был предназначен для того, чтобы поставить в невыгодное положение союзников США. Основной задачей американский лидер назвал стремление обезопасить производственные цепочки США: «Мы договорились обсудить практические шаги по координации и согласованию наших подходов, чтобы мы могли укрепить и обезопасить цепочки поставок, производство и инновации по обе стороны Атлантики». Он добавил, что будет стремиться создавать рабочие места в США и дальше, но не за счет Европы. Макрон согласился с таким подходом, призвав добиваться успеха вместе, а не друг за счет друга.

Зеркальные меры

ЕС не может себе позволить соревноваться с США по суммам предоставляемых субсидий, полагает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Ирина Ипатова. Если европейские власти анонсируют аналогичный американской программе размер поддержки, то это может резко подхлестнуть и так высокую инфляцию, добавила она. Поэтому Европейский фонд суверенитета не будет сопоставимым с IRA, речь может идти скорее о нескольких десятках миллиардов евро. Дополнительная проблема с такого рода общеевропейскими инициативами в отсутствии единства фискальной политики ЕС, т. е., хотя у ЕК и есть общевропейский бюджет, большую часть собственных доходов и расходов каждая страна формирует самостоятельно, напомнила Ипатова. Это приводит к тому, что одни члены союза будут так или иначе расплачиваться за других. Механизм фонда, вероятно, будет напоминать предыдущие схожие инициативы ЕС – по сути, им будут предполагаться прежде всего льготные кредиты.

Европейские налоговые льготы распространяются на все электрокары вне зависимости от страны их производства, в то время как закон о снижении инфляции дает такие льготы только производствам в США, а также в Канаде и Мексике, поскольку они торгуют в рамках соглашения USMCA (бывшее Североамериканское соглашение о свободной торговле, NAFTA), отметил ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. В этом наблюдается поддержка исключительно американской промышленности, поэтому неудивительно, что европейцы возмущены такой дискриминацией и даже рассматривают возможность жалобы в ВТО, так как это может считаться нарушением ее норм справедливой торговли, пояснил эксперт.

Три фонда

EBA с момента своего старта в 2017 г. смог объединить около 440 компаний – производителей аккумуляторов и батарей и исследовательских институтов, а также привлечь более 100 млрд евро инвестиций, к 2025 г. альянс надеется обеспечить полную независимость Европы от импортных аккумуляторов. В 2018 г. была принята программа EBA по выделению 2,7 млрд евро на поддержку более тысячи инновационных проектов в 2018–2020 гг., а также 110 млн евро дополнительных средств на исследование энергонакопителей.
ECA, или закон о чипах, запущенный в феврале 2022 г., предполагает до 2030 г. привлечение около 43 млрд евро частных и государственных средств на поддержку европейских производителей чипов. На данный момент в Европе производится только 10% всех чипов в мире. Европейские власти рассчитывают, что за счет выделения этих средств на исследования, обучение специалистов, роботизацию производства чипов и выстраивание цепочек поставок уже к 2030 г. Европа будет производить 20% всех чипов в мире.
IPCEI, согласованный ЕК в сентябре 2022 г., нацелен на развитие европейской инфраструктуры водородного топлива и предполагает привлечение госфинансирования в размере 5,2 млрд евро, а также частных инвестиций в размере 7 млрд евро. В нем должны быть задействованы 29 крупных и средних европейских компаний, а также стартапов в 35 инфраструктурных проектах при взаимодействии с 160 университетами, исследовательскими организациями и компаниями-партнерами.

О том, что Брюсселю необходимо подать жалобу в ВТО, 4 ноября заявил председатель комитета по торговле в Европарламенте Бернд Ланге. Но на данном этапе еще рано предпринимать такие действия, потому что, как правило, в ВТО обращаются уже с конкретными случаями нарушения, до которых пока дело не дошло, считает Портанский. Хотя французы, в частности, уже предупреждают, что для них IRA – это как минимум убытки в 10 млрд евро и потеря около 10 000 рабочих мест, об этом заявила премьер-министр Франции Элизабет Борн, напоминает эксперт.

У ЕС нет реальных рычагов воздействия на США в рамках переговоров и поэтому они готовятся вводить зеркальные меры для защиты своих экономик, считает советник президента ЦСР Евгений Тоневицкий. К какому бы механизму они ни пришли, это в любом случае приведет к деглобализации мировой экономики, снижению общих темпов экономического роста, полагает эксперт. Возможно, это мотивирует Европу углублять экономическое сотрудничество с Китаем, полагает он. Косвенно об этом свидетельствуют, например, уже анонсированные планы компании CATL, ведущего мирового поставщика батарей, построить следующий завод в Европе, считает Тоневицкий. Выиграет ли от всего происходящего США, пока неочевидно, добавляет он.

Торговые войны между Европой и США – давнее явление, напомнил доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. Достаточно долго американцы критиковали европейские программы, например поддержки сельхозпроизводителей – на них выделялись более высокие бюджеты. Впрочем, сейчас – с аномально высокими ценами на газ, который выступает одним из ключевых видов сырья для производства удобрений, – говорить о большой привлекательности европейского АПК достаточно наивно. Другой пример – спор по поводу субсидий авиапромышленности, противостояние Boeing и Airbus, добавил Портанский. Он шел больше 10 лет, он рассматривался в ВТО и судейская панель ВТО периодически выносила решения то в пользу США, то в пользу ЕС, напомнил он.

Вопрос о IRA – очередной этап данного противостояния, который может привести к гонке субсидий, допускает эксперт.