Поступление нефтегазовых доходов ускорилось в июле 2023 года

В Минфине отметили стабилизацию бюджета
Евгений Разумный / Ведомости

Доходы федерального бюджета за январь – июль 2023 г. сократились почти на 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года до 14,5 трлн руб., сообщил Минфин. Расходы при этом выросли на 14%. Дефицит бюджета составил 2,8 трлн руб. При этом Минфин вернулся к оценке дефицита по отношению к ВВП. Показатель составил 1,8%. В последний раз ведомство приводило такой индикатор в июне 2021 г. после паузы в девять месяцев на период пандемии. Доходы от продажи энергоресурсов сократились за семь месяцев на 41% и составили 4,2 трлн руб.

Ненефтегазовые поступления выросли почти на 20% – до 10,2 трлн руб. Поступления от НДС за январь – июль выросли на 20%, а налог на прибыль снизился на 1% к соответствующему периоду 2022 г. Из пресс-релиза Минфина следует, что динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета остается устойчивой. Минфин подчеркивает положительную динамику поступлений ненефтегазовых доходов «в том числе к уровню 2021 г. (как менее подверженному статистическим эффектам базы)».

Нефтегазовые доходы в июле превысили 800 млрд руб. – это на 5% больше, чем годом ранее. Это наибольшее месячное значение с начала года. Ежемесячные объемы поступлений за январь – июнь не превышали 690 млрд руб. Месячная динамика нефтегазовых доходов к августу вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень, напомнили в ведомстве. В последнем месяце лета в Минфине ожидают поступления сверхдоходов от продажи энергоресурсов. Ненефтегазовые – сократились на треть до 1,3 трлн руб. Минфин в целом положительно оценил динамику исполнения бюджета. «Динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствует о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета в течение января – июля текущего года и в целом соответствует целевым параметрам структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете», – говорится в пресс-релизе ведомства. Там подчеркивается, что динамика исполнения расходов вышла на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе – феврале отдельных контрактуемых расходов.

По мнению экономиста по России Bloomberg Economics Александра Исакова, ненефтегазовые поступления в июле 2023 г. оказались слабее ожиданий на 100 млрд руб. Вероятно, это связано с возвратами по НДС, рассуждает аналитик. По оценкам Исакова, до конца 2023 г. ненефтегазовые доходы федерального бюджета достигнут 18 трлн руб. и превысят прогнозы бюджета на 800 млрд руб. Утвержденный законом о бюджете объем ненефтегазовых доходов составляет 17,2 трлн руб. Исаков считает, что дальнейший рост ненефтегазовых поступлений будет связан с увеличением налоговой базы из-за восстановления спроса и роста инфляции, а также благодаря дополнительным поступлениям налога на сверхприбыль, которые будут зачислены в 2023 г.

Исаков прогнозирует, что нефтяные доходы бюджета окажутся около 9 трлн руб. – на уровне плановых. Это возможно при условии снижения до конца текущего года платежей по демпферу производителям нефтепродуктов и стабилизации курса рубля к доллару США на уровне 90–95 руб./$, оценивает эксперт. В этом году Минфину удастся собрать около 8,2 трлн руб. нефтегазовых доходов, не согласился руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Григорий Жирнов. «Ниже плана в 8,9 трлн, но выше «базового» уровня 8 трлн руб.», – уточнил аналитик.

«Если верить, что Минфин в этом году потратит 30 трлн руб. – а к текущему моменту бюджетная роспись предполагает именно такие траты, – то в июле расходы составили 7,9% от этой величины», – отметил Жирнов. Это чуть ниже среднего уровня для июля за период 2011–2021 гг., уточняет он.

Июль стал вторым месяцем подряд, когда произошло снижение бюджетного импульса, отметил Исаков. В июне 2023 г. расходы были также ниже и сезонной нормы, и уровня прошлого года примерно на 330–360 млрд руб., напомнил Исаков. «Если этот тренд сохранится до конца года, то давление на инфляцию и валютный курс со стороны бюджета может исчерпать себя», – полагает эксперт.

По мнению Жирнова, исполнение федерального бюджета по расходам за 2023 г. будет зависеть от уровня расходов в декабре. «Исторически в декабре Минфин тратил примерно 18% от всех запланированных на год расходов федерального бюджета», – уточняет он. Но этот год особенный, продолжает Жирнов: из-за авансирования госзакупок в январе – феврале 2023 г. в конце года расходы могут оказаться чуть ниже сезонной нормы. В целом, считает эксперт, по итогам года расходы могут составить от 31 трлн до 32 трлн руб. При этом Жирнов подчеркивает, что для обеспечения макроэкономической стабильности важно, как быстро Минфин будет консолидировать бюджет и возвращаться к бюджетному правилу. Именно ограничения на предельный уровень расходов федерального бюджета – главная часть бюджетного правила, а вовсе не операции с иностранной валютой, уточняет он. Более быстрый возврат к бюджетному правилу будет иметь дезинфляционный эффект (аналогично консолидации бюджета в 2016–2019 гг.), утверждает эксперт.