В Госдуме предлагают обнулить НДС для морских круизов

Эксперты спорят о его результативности из-за сезонности услуги
Василий Батанов / РИА Новости

Депутаты предлагают установить нулевой НДС для круизов по Черному морю. Проект поправок в Налоговый кодекс разработал зампредседателя думского комитета по туризму Сергей Кривоносов (партия «Единая Россия»). Документ (есть у «Ведомостей») планируется внести в парламент в осеннюю сессию Госдумы, которая начнется 5 сентября.

Законопроект предлагает применять нулевую ставку НДС к морским круизным пассажирским перевозкам. Для получения льготы хотя бы один порт захода судна должен быть расположен на побережье акватории Черного моря, следует из документа. Поправки предлагается внести в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса. Инициатива направлена на развитие внутреннего морского туризма и повышение транспортной доступности городов Крыма, пояснил «Ведомостям» Кривоносов.

Подготовить меры по развитию круизного туризма поручил президент России Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета, которое состоялось 6 сентября 2022 г. на острове Русский. «Законопроект распространяется только на Черное море, потому что поручение президента касалось именно этого региона», – уточнил Кривоносов. При этом в Госдуме сформирована профильная рабочая группа, которая готовит предложения также по поддержке речных круизов. Это направление планирует развивать и Минэк. Ведомство оценивает объем рынка речного туризма в 300 000 человек в год, сообщил его представитель. «Минэкономразвития поручили разработать план мероприятий по реализации концепции речного туризма. Министерством сформирован проект плана и направлен на согласование заинтересованным сторонам», – сказал он.

30 июля 2023 г. на сайте Кремля появилось поручение президента правительству проработать программу развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале. А в начале лета, 20 июня, в ходе совещания по вопросам развития речного судоходства губернатор Нижегородской области Глеб Никитин предложил установить нулевую ставку НДС для перевозок скоростным речным транспортом.

Мнения экспертов относительно эффективности инициативы разошлись – одни считают ее хорошим подспорьем для отрасли, другие уверены, что сам этот сегмент туризма находится в плачевном состоянии и преференции никак на него не повлияют.

Круизный туризм второй год подряд демонстрирует рост – в первую очередь за счет того, что в этом году емкость отреставрированных судов увеличилась на 10%, отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. Кроме того, программа кэшбэка привела в этот сегмент новых путешественников. «Предложение отмены НДС сегодня реализовано для отелей и туроператоров, работающих по общей системе налогообложения. Это позволяет им сдерживать рост цен. Если говорить о морских или речных путешествиях, то это тоже может пойти на пользу – налоговые преференции очень важны для туротрасли», – считает Горин. Но сегодня для круизов по морю недостаточно больших судов, поэтому одновременно необходимо строить и их, чтобы увеличивать предложение на рынке.

«Круизы – это в первую очередь, конечно, крупный, трех-, четырехпалубный, флот. Сегодня средний возраст [таких судов] – 51 год, [на балансах компаний числится] 129 единиц», – отметил в ходе совещания с президентом 20 июня председатель совета директоров компании «Водоходъ» Виктор Олерский. По его словам, без мер господдержки сделать это направление массовым сложно из-за ограниченной покупательной способности (сезонность путешествий по воде влияет на стоимость услуги. – «Ведомости»). Олерский уточнил, что «три-четыре крупных круизных судна в год страна может строить и это очень неплохо».

В постройке сейчас находится 65 пассажирских судов, в том числе круизные лайнеры, сообщил в ходе совещания вице-премьер Денис Мантуров. Кроме того, на отечественных верфях строится широкая линейка скоростных судов, а всего до 2035 г. перспективный план строительства предусматривает сдачу 175 пассажирских судов, добавил он.

При рассмотрении мер для круизного туризма важно понимать, что в России даже в самых теплых водах период навигации составляет максимум четыре месяца – это сезонный сегмент, заявил руководитель центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. При этом зарубежные круизные компании показывают выручку, превосходящую доходы всей туротрасли в нашей стране. Это обусловлено пятью причинами – круглогодичная навигация в теплых водах, офшорная регистрация судов и сотрудников, что позволяет им не платить налоги на имущество и не соблюдать американские или европейские нормы трудоустройства, беспошлинная торговля на борту и казино, пояснил он. В нашей же стране издержки на труд растут за счет дефицита кадров, а кредитные ставки и налоги выше, если добавить к этому относительно небольшой парк круизных лайнеров, отечественные речные и морские путешествия не выдерживают конкуренции, считает эксперт. Этот сегмент неприбылен и требует постоянного субсидирования, однако нужно ли делать в него вливания – большой вопрос, сомневается Еремян.