Автомобильный рынок России подает признаки выздоровления

Автомобильный рынок впервые с начала кризиса почувствовал себя лучше: в сентябре продажи выросли к предыдущему месяцу на 6%

За сентябрь в России продан 117 981 легковой и легкий коммерческий автомобиль. Это на 52% меньше, чем в сентябре 2008 г., но на 6% (7074 машины) больше, чем в августе, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Правда, падение продаж в России остается самым сильным среди 15 крупнейших рынков мира.

Худшее для рынка позади, полагает Найджел Брэкенбери, президент российского Ford. Причинами выздоровления он называет стабилизацию рубля и улучшение условий автокредитования. Продажи Ford в сентябре по сравнению с августом выросли на 22%, и Брэкенбери уже улучшил свой прогноз продаж на год с 1,4 млн до 1,47 млн автомобилей. В 2010 г. Ford может продать 1,5 млн машин, надеется Брэкенбери.

Делать выводы о восстановлении рынка по итогам сентября рано, предупреждает Оксана Назарова, представитель компании «Автофрамос»: всплеск продаж может объясняться сезонным фактором. Правда, у ее компании он проявляется иначе. В сентябре продажи Renault упали к прошлому году на 44%, тогда как в августе снижение составляло 29%, рассказывает Назарова, и такая ситуация повторяется каждый год: в последний месяц лета завод «Автофрамос» уходит на технологические каникулы, из-за чего в сентябре в продажу поступает меньше автомобилей.

Правда, из трех последних лет (2006–2008 гг.) сентябрьские продажи сокращались по сравнению с предыдущим месяцем (см. график на стр. Б5).

Говорить о восстановлении рынка в целом рано, согласен управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин. Сентябрьский рост продаж Hyundai (продала на 957 машин больше, чем в августе) он объясняет общим осенним подъемом и появлением новых моделей. Восстановление начнется в IV квартале – именно по его итогам компания сформирует свой прогноз на 2010 г., говорит Петрунин.

Результаты сентября – не сезонный всплеск, а восстановление рынка, возражает Олег Дацкив, директор по развитию ресурса auto-dealer.ru: машины покупают лучше несмотря на то, что большинство производителей распродали остатки со скидками и начали продавать автомобили 2009 года выпуска по более высоким ценам. По данным агентства «Автостат», за январь – апрель 2009 г. иномарки этого года выпуска подорожали по прайс-листам в среднем почти на 25%, однако реальные цены продажи, как показывал мониторинг агентства, на 6–10% ниже из-за предлагаемых дилерами скидок.

Помогают рынку и кредиты – как льготная программа, по которой за девять месяцев года продано около 40 000 автомобилей, так и собственные программы производителей. Успешные продажи Focus (их продано на треть больше, чем в августе) во многом связаны с этой программой, согласен Брэкенбери: сейчас около 10% автомобилей, продаваемых по программе, – это Ford Focus. В целом продажи в кредит у некоторых брендов выросли до 25–30% от общего объема, добавляет Дацкив. Но лучше всего идут дела у тех марок, которые предлагают рыночные цены: лояльность к бренду сейчас играет гораздо меньшую роль, чем до кризиса, указывает он.