ОАК хочет добывать деньги по-бразильски


ОАК

авиастроительная компания. основной акционер – государство (89,04%). выручка (РСБУ, 2009 г.) – 114 млрд руб. долг – 157 млрд руб.

Система господдержки покупателей продукции российского авиапрома запутанна и малоэффективна. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) предлагает выпустить гособлигации по бразильской модели.

Как говорится в предложениях ОАК (есть у «Ведомостей»), субсидирование процентных ставок для покупателей бразильской авиатехники позволило сделать корпорацию Embraer лидером мирового авиапрома по производству региональных самолетов.

Идея такова: Минфин выпускает беспроцентные 15-летние облигации и через Внешэкономбанк передает (на сумму субсидирования ставки) банку – кредитору покупки самолетов.

Как сообщил представитель ОАК Максим Сысоев, предлагается за пять лет выпустить облигаций на 168 млрд руб., последние из них будут погашены через 20 лет. Общая стоимость поддержки авиапрома, таким образом, составит эти самые 168 млрд за 20 лет, говорит Сысоев.

По словам чиновника Минпромторга, премьер Владимир Путин 12 января поручил Минпромторгу и другим заинтересованным ведомствам рассмотреть предложения ОАК и вынести заключение до конца I квартала.

Сейчас процентные ставки при продаже авиатехники субсидируются из бюджета через Росэксимбанк при экспорте самолетов, кроме того, субсидируются ставки по привлекаемым лизинговыми компаниями кредитам. Это очень забюрократизированный и медленный механизм, говорит топ-менеджер банка, кредитующего авиапром, если бразильская модель будет четко прописана, это действительно могло бы стать шагом вперед. По словам банкира, на этот год в бюджете выделено более 2 млрд руб. на субсидирование ставок по кредитам на покупку самолетов.

«Поддерживаем предложение ОАК, – сказал гендиректор «Ильюшин финанс» Александр Рубцов, – нынешние субсидии даются не более чем на пять лет, а кредит на самолет берется на 12–15 лет».

Это гораздо более прозрачный механизм субсидирования, что важно в связи с планами вступления в ВТО, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.