Зарегистрированы первые паевые фонды художественных ценностей

УК «Лидер» стала пионером на рынке коллективных инвестиций в искусство – хотя конъюнктура этого рынка считается не лучшей

ФСФР зарегистрировала первые в России ЗПИФы художественных ценностей – «Собрание» и «Собрание. Фотоэффект» под управлением УК «Лидер». Возможность создания таких фондов появилась еще в 2008 г., но доработка нормативной базы заняла еще год. Были проблемы с технологиями и страхованием имущества, решается вопрос со спецдепозитарием, рассказал руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Ценности должны храниться в нем, но до сих пор спецдепы работали только с ценными бумагами и не очень готовы хранить картины великих живописцев, так что появилась идея с наймом спецхранилищ.

У УК тоже должно было уйти время, чтобы определиться с предметом коллекционирования, полагает Миловидов. Действительно, после кризиса отношение к инвестициям в искусство сильно изменилось: с января 2008 г. по июль 2009 г. фьючерсы на нефть WTI упали на 30,3%, мировой индекс акций MCSI AC World – на 34%, индекс Art Price Global – на 29%. С учетом того что ликвидность предметов искусства существенно ниже, чем у нефти или акций, результат получается довольно печальный.

Для формирования «Собрания» объем фонда к концу ноября должен быть доведен до 2 млрд руб., но в дальнейшем может достигнуть и 3 млрд, а то и 6 млрд руб., говорит представитель «Лидера». Параметры «Собрание. Фотоэффект» не разглашаются – фонд предназначен для квалифицированных инвесторов. «Лидер» планирует вывести паи фондов на торги на ММВБ.

Конкуренты, также рассматривающие возможность выхода на рынок искусства, пока не готовы собирать на нем деньги: других заявок на открытие таких ПИФов нет, говорит Миловидов.

Есть идея запустить один такой фонд, но в него войдут не деньги, а сами произведения, рассказал замгендиректора УК «Альфа-капитал» Яков Гальперин. Сейчас идут переговоры с коллекционерами, заинтересованными в увеличении стоимости коллекций путем выставочной и аукционной работы. По его словам, фонды для денежных инвестиций – черный ящик, инвесторы не всегда понимают, кто, что и зачем покупает, и нет никакого бенчмарка, а нужно создавать понятные инструменты.

Кризис вызвал резкую поляризацию – вещи, популярные в узкой среде, провалились по цене, сомнительные выпали с рынка, а качественные, как показывают участившиеся рекордные продажи, подорожали, возражает Евгений Зяблов из «Лидера». А доверие к продавцу и качество подготовки может изменить аукционную цену на 30%, говорит он. Инвестиции в предметы искусства все еще составляют порядка 10% вложений состоятельных людей, капитализация рынка огромна, и 6 млрд руб. на этом фоне – немного. «Ажиотаж спал, ликвидность предметов искусства снизилась, настало благоприятное время для скупки шедевров и взвешенной и консервативной работы в горизонте 5–7 лет», – уверен Зяблов.