Сбербанк сэкономил 383 километра и сотни миллионов рублей

Ускорение обслуживания клиентов почти на 40%, сокращение проходимого сотрудниками пути на 383 км и экономия сотен миллионов рублей – вот первые результаты затеянной Германом Грефом реформы работы Сбербанка

Сбербанк

Крупнейший банк в Восточной Европе. Основной акционер – Центробанк (60,25% голосующих акций). Капитализация – 2,2 трлн руб. Финансовые показатели (РСБУ, на 1 октября 2010 г.): активы – 7,96 трлн руб., капитал – 984 млрд руб., прибыль – 106,8 млрд руб.

Возглавив Сбербанк, Греф объявил об оптимизации его работы на основе принципов лин (бережливое производство), впервые внедренных Toyota. О предварительных результатах производственной системы Сбербанка (ПСС) «Ведомостям» вчера рассказал старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров.

В каждом из направлений минимальный эффект от введения ПСС ожидается 20–30% в первый год и не менее 10% в каждый последующий год, сообщил Бугров.

Реализация ПСС началась в ноябре 2008 г. с розничного блока. С тех пор продажи «Сбера» выросли на 300%, а очереди в офисах сократились на 36%. В корпоративном блоке продажи выросли на 200%, длительность процессов сократилась на 38% (с июля 2009 г.). За счет оптимизации рабочего времени удалось в рамках имеющейся штатной численности подготовить свыше 600 клиентских менеджеров.

В бухгалтерии скорость обработки документов выросла на 25%, у сотрудников высвободилось 15% времени (с февраля 2010 г.). Экономический эффект по инициативам превышает 100 млн руб., в том числе за счет экономии материальных ресурсов. В IT-блоке и центре сопровождения клиентских операций (март) трудозатраты могут сократиться в 15 раз, потенциал снижения ошибок составляет 15%.

Оптимизация сократила и перемещения сотрудников Сбербанка по офису – на 383 км. Кроме того, подано более 300 инициатив, от которых ожидается эффект более 100 млн руб., добавляет Бугров.

Инвестиции Сбербанка, по его словам, носили в основном организационный характер: проектом занимается около 200 человек по всей системе и около 100 тренеров, затраты банка включают расходы на командировки и выплаты консультантам два года назад.

Кроме ПСС Сбербанк тестирует «Биржу идей» – оптимизацию бизнес-процессов за счет предложений сотрудников. За 12 месяцев эффект от нее составил около 1 млрд руб., рассказывает Бугров. В марте Греф говорил, что сотрудники уже позволили сэкономить банку 3 млрд руб., в том числе за счет оптимизации документооборота и архивирования. Так, 32 млн руб. удалось сэкономить, изменив устав: включив в него приложения, банк стал меньше тратить на нотариусов. Автор идеи получил премию в 420 000 руб.

К результатам применения принципов бережливого производства, выраженных в цифрах, например рублевой экономии, не стоит относиться слишком серьезно, говорит гендиректор консалтинговой компании «Оргпром» Алексей Баранов.