Финансы
Бесплатный
Наталия Биянова| Елена Виноградова|Мария Буравцева
Статья опубликована в № 2892 от 12.07.2011 под заголовком: Метро без банков

Кредитная карта может оказаться бесполезной у турникета

Московский метрополитен с 1 октября расторгает договоры с банками, выпускающими карты с приложением для оплаты поездок. Метро не устраивает прежняя схема сотрудничества, а банкиры сетуют, что новая неудобна им и невыгодна клиентам
А.Махонин

В уведомлении за подписью начальника Московского метрополитена Ивана Беседина говорится о том, что метро расторгает с нами договор без каких-либо условий или предложений», – говорит директор департамента обслуживания и сопровождения розничного бизнеса Транскредитбанка Алексей Киричек.

В других опрошенных «Ведомостями» банках, выпускающих транспортные карты для оплаты проезда в метро, – Банке Москвы, «Авангарде», Альфа-банке, «Открытии», Росбанке, Ситибанке – уведомления пока не получали.

В пресс-службе Московского метрополитена не смогли предоставить комментарии, в приемной Беседина сообщили, что он находится в отпуске. Источник в московской мэрии говорит, что «старые договоры должны быть расторгнуты со всеми», но «письма могут отправляться в течение недели». «Метрополитен надеется в результате переговоров получить у новых партнеров более выгодные условия сотрудничества», – пояснил собеседник «Ведомостей».

Банки развивают проект транспортной карты, которой можно расплачиваться в метро, уже несколько лет. Первым такую карту предложил Банк Москвы. Предполагалось, что транспортные карты позволят разгрузить очереди в кассы метро, снизят издержки метрополитена по выпуску проездных. В апреле, через пару месяцев после прихода Беседина, руководство метро потребовало у 17 банков, участвующих в проекте, пересмотреть схему расчетов. Если сейчас банки перечисляют метрополитену сумму, которую клиент потратил на проезд в предыдущем месяце, то новая схема обязала банки перейти на авансовую систему оплаты, что обременительно для кредитных организаций и их клиентов. «Авансовая система экономически невыгодна и технологически сложно реализуема, – объясняет Киричек. – Банку придется заранее удерживать с клиента некую сумму, а в конце месяца производить перерасчет – либо возвращать ему неизрасходованный остаток, либо снимать сумму перерасхода». Это снижает привлекательность карт для клиентов.

В июне Ассоциация российских банков подготовила проект письма на имя Беседина, в котором была отражена позиция всех 17 банков – участников проекта (копия есть у «Ведомостей»). В письме банки утверждают, что авансовая система вынудит банки перенести на клиентов возникающие дополнительные издержки, и просят сохранить существующую постоплатную систему. В письме указано, что Сбербанк, который только готовится присоединиться к проекту, готов участвовать в нем на таких же условиях.

В апреле банкиры встречались с Бесединым и предлагали в качестве альтернативы перейти на ежедневный расчет, однако метрополитен не поддержал это предложение, говорит один из участников встречи. Беседин на той же встрече сообщил, что менее 5% пассажиров метро пользуются для оплаты картами, т. е. это не сильно снижает затраты метро на выпуск билетов, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Большинство банкиров не готовы переходить на авансовую систему. «Если в течение августа метрополитен не изменит свою позицию, то проект будет закрыт», – говорит Киричек. «Мы уже потратили сотни миллионов рублей на рекламу этого продукта, но при авансовой системе он для нас теряет смысл», – говорит другой банкир.

Метрополитен, выставляя такие условия, либо хочет вообще избавиться от карточной оплаты и банков-партнеров, либо хочет сузить их круг до 1–2 банков, которые готовы нести дополнительные издержки ради расширения клиентуры и участия в социальном проекте, говорит один из участников рынка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать