Владельцев крупной недвижимости могут заставить платить за присоединение к дорожной сети

Владельцы торговых комплексов, бизнес-центров и жилья должны будут не только построить подъездные пути к своим объектам, но и заплатить за присоединение к дорожной сети. А если трафик вырастет, возможно, придется заплатить еще раз. Таково предложение Минтранса

«Но документ устанавливает общие для всех правила, тогда как сейчас у каждого объекта условия разные. И в перспективе – точную тарификацию, чего раньше тоже не было», – указывает член совета директоров RGI Юрий Борисенко. Если будут разработаны четкие правила, это большой плюс для девелоперов, считает управляющий проектами «Тринфико проперти менеджмента» Артем Цогоев.

Минтранс предлагает ввести плату за присоединение к дорогам «объектов массового тяготения», следует из проекта поправок в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» и в другие законодательные акты (опубликован на сайте министерства). Под объектами массового тяготения имеются в виду жилые дома, торговые и офисные центры, склады, спортивные объекты. При этом «строительство, реконструкция, капитальный ремонт, содержание подъездов <...> и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов дорожного сервиса и массового тяготения, осуществляется владельцами таких объектов или за их счет», говорится в документе.

Законопроект повторяет логику подключения к инженерным сетям, объясняет представитель Минтранса. Девелоперы платят за подключение к энергосетям, и эти средства идут на расширение сетей. Теперь и за дороги будут платить – эти деньги получат собственники дорог, т. е. местные власти, они же будут устанавливать размер платы на основе методики, которую разработает Минтранс: в зависимости от нагрузки на дорожную сеть и потребности города в данном объекте.

Ничего революционного в этом проекте нет, так как сегодня присоединение к дорогам и строительство и так идут не за бюджетные деньги, говорит партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. «Почти в 90% случаев мы самостоятельно строим съезды к своим торговым центрам и транспортные развязки и затем передаем их в собственность города», – рассказывает представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева. Строительство транспортной инфраструктуры на участке, который находится в аренде или собственности девелопера, и так идет за его счет, подтверждает заместитель гендиректора MR Group Ирина Дзюба.

Но есть в проекте и новшество. В случае увеличения интенсивности движения к «объекту тяготения» в 1,5 раза его владелец должен получить дополнительные техусловия, говорится в документе. «Не совсем ясно, как Минтранс будет фиксировать увеличение интенсивности движения, ведь в праздничные дни трафик рядом с торговыми центрами растет в разы. Кроме того, неясно, что делать, если у объекта несколько собственников: кому выставлять счет?» – рассуждает Можаровский.

Представитель Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов боится, что предложение Минтранса может стать проблемой для небольших объектов: «Если к объектам массового тяготения отнесут маленькие магазины шаговой доступности и обяжут их платить за присоединение к транспортной сети, это может стать серьезной преградой для развития малого бизнеса».