Взятки попали под отчет

Россия присоединилась к антикоррупционной конвенции ОЭСР. Теперь Москве придется отчитываться перед организацией за исполнение своих же законов

Президент Дмитрий Медведев в понедельник подписал закон о присоединении к конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Это одно из обязательных условий вступления в ОЭСР. Конвенция действует с 1997 г., документ подписали 38 стран, на которые приходится две трети мирового экспорта и около 90% мировых прямых инвестиций.

Страны, подписавшие конвенцию, обязуются наказывать за взятки иностранным чиновникам и сотрудникам госкомпаний в соответствии со своим законодательством. Присоединение «позволит гармонизировать международные стандарты борьбы с коррупцией и нашу правовую систему», заявил Медведев на совещании по развитию судебной системы.

Обычно законодательство приводится в соответствие с международными требованиями уже после ратификации конвенции, замечает адвокат «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская, но, пока Россия готовилась присоединиться к конвенции, все необходимые поправки уже были приняты. За подкуп иностранных должностных лиц российским бизнесменам грозит до восьми лет лишения свободы и штраф в 60-кратном размере взятки, говорит она.

Присоединение к конвенции только на первый взгляд выглядит «формально-ритуальным», замечает руководитель российского отделения Transparency International Елена Панфилова: конвенция не начнет работать на следующий же день, но и другие страны втягивались не сразу. Например, Великобритания ратифицировала документ в 2000 г., а реальные действия начались лишь после принятия антикоррупционного закона Bribery Act в 2010 г., знает она. Представители стран, подписавших конвенцию, два раза в год обмениваются информацией о возможных нарушениях. Вся надежда на эти рабочие группы, говорит Панфилова: «Увиливать на дипломатическом уровне трудно».

По данным Transparency International, российские компании чаще других дают взятки за рубежом: по этому показателю они обогнали коллег из 27 крупнейших экономик мира. Но доказать эти обвинения не получается. Так, в 2006 г. конкурент UC Rusal в Нигерии – американская BFI Group обвинила компанию Олега Дерипаски во взятках властям африканской страны за выигрыш тендера по продаже завода Alscon. Претензии были поданы в нигерийские и американские суды, но не были поддержаны.

Присоединение к конвенции председатель правления «Реновы» Алексей Москов называет «суперэффективной мерой и очень правильным шагом со стороны России». Коммерческий подкуп для нашей страны – это не врожденный порок, а «благоприобретенный», считает Москов: «Транснациональные корпорации занимались и занимаются этим на нашей территории, именно они 20 лет назад научили россиян откатам и прочим коррупционным прелестям». По словам человека, близкого к руководству «Рособоронэкспорта», принятие закона не помешает продвижению российской продукции военного назначения на экспорт, поскольку оплату комиссионных услуг при достаточно квалифицированном юридическом оформлении взяткой считать нельзя.