Финансы
Бесплатный
Максим Товкайло| Филипп Стеркин|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 3138 от 06.07.2012 под заголовком: Секвестр Медведева

Минфин предлагает колоссальное сокращение госрасходов

Сегодня правительство представит основные параметры бюджета на ближайшие три года. Как стало известно «Ведомостям», Минфин предлагает колоссальное сокращение расходов, чтобы сбалансировать бюджет к 2015 г.

Основные направления бюджетной политики до 2015 г. – документ, который определит приоритеты нового правительства Дмитрия Медведева. «Ведомостям» удалось ознакомиться с материалами к сегодняшнему заседанию правительства (см. инфографику).

Доходы бюджета в 2013 г. составят 12,4 трлн руб., в 2014 г. – 13,6 трлн, в 2015 г. – 15,2 трлн. Минфин впервые рассчитал их, исходя не из прогноза цены на нефть на ближайшие три года, а из ее средней цены за последние несколько лет. Такой подход поддержал неделю назад в бюджетном послании президент Владимир Путин. Новое бюджетное правило предусматривает, что в 2013 г. для расчета доходов берется цена за последние пять лет, а затем каждый год расчетный период увеличивается еще на год, пока в 2018 г. не достигнет 10 лет. Дальше доходы планируется считать, исходя из средней цены за десятилетие. Если фактическая цена на нефть оказывается выше заложенной в бюджет, дополнительные доходы направляются в резервные фонды.

Доходы на 2013 г. считались, исходя из цены барреля нефти в $83, на 2014 г. – $88, на 2015 г. – $89. Это много меньше того, что прогнозирует Минэкономразвития: $97, $101 и $104 за баррель соответственно. Лишний $1 в цене барреля нефти дает бюджету 60 млрд руб. в год дополнительно, т. е. Минфин сократил доходы в 2013 г. на 840 млрд руб., в 2014 г. – на 780 млрд, а в 2015 г. – на 900 млрд.

При номинальном росте в 2013–2015 гг. расходы будут составлять все меньшую долю в ВВП: 21% в 2012 г. и 18,8% в 2015 г. Это позволяет достичь поставленной Медведевым еще в должности президента цели сбалансировать бюджет к 2015 г., но при условии сокращения затрат по многим статьям: расходы на национальную экономику (госинвестиции), общегосударственные вопросы (содержание органов власти), образование, здравоохранение, ЖКХ. Социальные расходы и затраты на правоохранительные органы вырастут незначительно.

Главным приоритетом нового правительства станет национальная оборона, следует из материалов Минфина. В этом году на армию отпущено 1,8 трлн руб., в следующем – 2,3 трлн, в 2014 г. – 2,7 трлн. В 2015 г. они вырастут всего на 100 млрд, хотя прежде считалось, что основные затраты по программе перевооружения запланированы на 2015-й и последующие годы.

Федеральные чиновники уже говорили «Ведомостям», что обсуждается перенос некоторых оборонных расходов на 2021–2023 гг. Вчера этого не исключил и Медведев: «Часть расходов <...> может быть сдвинута с учетом текущего состояния нашей промышленности, что-то может быть переосмыслено, что-то может быть переведено в режим использования других инструментов» (цитата по «Интерфаксу»).

По словам чиновника Минобороны, резкое сокращение темпов роста расходов по разделу «Национальная оборона» между 2014 и 2015 гг. было запланировано еще в прошлом году и не означает сокращения расходов по госпрограмме вооружений до 2020 г.

В 2013–2015 гг. появятся новые затраты, не предусмотренные бюджетом на 2012–2014 гг. Это 2,5 трлн руб. Отказаться от них нельзя: 1,08 трлн нужно на финансирование указов Путина о развитии экономики и социальной сферы, которые он подписал сразу по вступлении в должность. Еще 264 млрд руб. – индексация обязательств государства на инфляцию и пересчет из-за изменившегося курса рубля. Нужно покрыть и дефицит внебюджетных фондов.

Чтобы не раздувать бюджетный дефицит, Минфин предлагает сократить другие расходы на 2,2 трлн, следует из его материалов. Сотрудник аппарата правительства говорит, что урезать финансирование или закрыть его предлагается по многим направлениям. «В том числе на социалку и правоохранительные органы», – продолжает он, но о подробностях предпочитает не говорить. Недостающие 300 млрд Минфин предлагает сэкономить на том, что в 2014 г. заканчивается финансирование некоторых проектов, например Олимпиады, всего на 700 млрд. Остается еще 400 млрд руб., их можно заложить в бюджет-2015 как условно утвержденные расходы, т. е. решить, нужно их тратить или нет, в процессе исполнения бюджета.

Есть разногласия у Минфина с Минэкономразвития и по инвестиционным расходам, что также может увеличить дефицит бюджета. Минфин предлагает не менять утвержденный законом о бюджете объем инвестиционных расходов на 2013–2014 гг.: 1,48 трлн и 1,39 трлн руб. соответственно, а в 2015 г. оставить его на уровне 2014 г. Деньги пойдут на поддержку крупных инфраструктурных проектов и предусмотрено сокращение на 5% затрат по госзаказу, чего Путин требовал в предвыборной статье, следует из материалов Минфина. А Минэкономразвития предлагает увеличить инвестрасходы в 2013 г. на 191,9 млрд руб., в 2014 г. – на 383,7 млрд, а в 2015 г. – на 433 млрд.

Речь идет об увеличении расходов на дорожное строительство, «Глонасс» и военные объекты, поясняет чиновник правительства. Сотрудник Минтранса говорит, что министерство будет отстаивать расходы: «Конечно, можно отложить любые затраты. Но развитие инфраструктуры, в том числе дорожной, должно быть приоритетом. Поэтому будем обосновывать каждый рубль».

По сути, речь идет о секвестре бюджета, считает сотрудник аппарата правительства. Скорее всего, будет принято компромиссное решение: действующие расходы ради новых так сильно сокращать не будут, госинвестиции чуть подрастут, полагает он. Но какое бы решение ни приняли, оно будет плохим, признает собеседник «Ведомостей»: «Не сокращаем расходы и добавляем новые – раздуваем дефицит. Урезаем программы и не развиваем инфраструктуру – опять принимаем половинчатые решения, эффективность которых будет крайне низкой». Нужно полностью сокращать приоритеты и закрыть несколько федеральных целевых программ – это даст необходимые деньги на первоочередные нужды, такие как строительство дорог, советует он.

Столь серьезное сокращение расходов, которое предлагает Минфин, могут дать только решения по пенсионной системе и по гособоронзаказу, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Чтобы соблюдать новое жесткое бюджетное правило, нужно следовать объявленным приоритетам – вкладывать в образование, здравоохранение, культуру, ограничивая социальные и оборонные расходы, советует она: «То есть пересматривать структуру бюджета».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more