Организатор лжерекламы "АвтоВАЗа": "Я хотел показать "эффективным" топ-менеджерам, как надо работать"

"Ведомости" отыскали заказчика фальшивых объявлений концерна, после публикации которых участники биржевых торгов потеряли миллионы рублей на колебаниях котировок

Котировки "АвтоВАЗа" в прошлый четверг, 20 декабря, взлетели в течение дня на 25% из-за ложных рекламы и сообщений в СМИ об обратном выкупе акций. Ущерб участников рынка от пузыря предварительно оценивается в 10-15 млн руб. Распространение фальшивой информации, оказывающей влияние на котировки, классифицируется как манипулирование (ст. 185.3 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 1 млн руб. и лишения свободы на срок до семи лет). Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) уже начала соответствующую проверку.

"Ведомостям" удалось обнаружить организатора акции: рекламные агентства поделились контактами заказчика, который представился им Михаилом Мыкало. В интервью Vedomosti.ru он рассказал, что его настоящее имя Сергей Соколов, а фамилия Мыкало была использована как псевдоним (ознакомиться с документами собеседника не удалось). Он утверждает, что не скрывается и готов общаться с "АвтоВАЗом" и гендиректором "Ростехнологий" (сейчас владеют 28,89% производителя) Сергеем Чемезовым, так как хотел только досадить руководству автоконцерна, а не заработать на ралли.

- Можете немного рассказать о себе?

- Мое настоящее имя - Сергей Соколов. Имя Михаил Мыкало - подставное, это имя неизвестного мне человека, чьи паспортные данные были на сайте одной из юридических компаний, предоставляющей консультационные услуги. Она предлагает готовые фирмы под ключ, предоставляет копии чужих паспортов, каждому может помочь за не очень большую сумму. Фирму "Лада-фаворит" (именовалась в рекламе официальным дилером "АвтоВАЗа". - "Ведомости") я также оформил с помощью одной такой компании. Изначально я ее создавал под другие цели, но в процессе концепция поменялась. С фондовым рынком я не особо связан - после кризиса начал следить за ним, немного торговал, но небольшими объемами. Вообще, я частный предприниматель. Раньше я вел бизнес в Смоленске, а сейчас ничем не занимаюсь.

- По данным "СПАРК-Интерфакса", на ваше же имя множество фирм зарегистрировано...

- Нет, не множество, это неправда.

- Вы отдаете себе отчет, что можете попасть под статью о манипулировании и получить срок?

- Я ничем не манипулировал: я не участвовал в торгах, ни копейки не заработал, поэтому меня невозможно привлечь к ответственности. Срока у меня не будет, я уверен. Я никаких личных выгод не преследовал, а просто хотел пошутить, провести эксперимент. Моя любимая книга - "Мастер и Маргарита". Тут такая же история.

А если все-таки привлекут меня к ответственности - что ж, пускай привлекают. Я не боюсь уголовного срока.

- Неужели не было соблазна поучаствовать в торгах? Можно было бы миллионы заработать.

- Я сам не участвовал, но я накануне рассказал об этом своим друзьям. Рассказывал даже тем людям, у которых были деньги для большой покупки бумаг. Но, по моим сведениям, никто мне не поверил и не воспользовался этой возможностью.

- Опрошенные нами юристы говорят, что наказание все-таки может последовать - пусть вы не получили доход, но ведь заказывали размещение неверной информации в СМИ.

- СМИ сами виноваты, что не проверяли информацию. Одной из целей моей акции было показать, как плохо работают средства массовой информации, как ими легко манипулировать. А ведь это четвертая власть. И каждый может за небольшую сумму купить такую возможность: газеты ради денег были готовы на все. Я хотел показать вам, как легко вы ведетесь даже не на деньги, а на какие-то бумажки. А если бы завтра попала в СМИ какая-то более серьезная информация, вы также бы ее не проверяли? Система очень несовершенна. Можно было пропиарить любую такую фальшивую акцию через любые желтые издания, тем более региональные, и привести к такому же скачку котировок. Я всего лишь нашел слабое место.

- Сколько ушло средств на всю эту акцию?

- Немного - $200-300. Точно не считал.

- Рекламные агентства, рассылавшие информацию в СМИ, говорят, что так и не получили от вас денег.

- Это их проблемы. Здесь цель оправдывала средства.

- Почему именно "АвтоВАЗ" стал "жертвой"?

- Я хотел показать "эффективным" топ-менеджерам, как надо работать. В компании нет толковых людей, они развалили предприятие. Им выделяют бюджетные деньги, а они тратят их непонятно на что. И это показательно: как управляешься предприятием, так управляешься страной. В итоге "АвтоВАЗ" перешел под управление Renault-Nissan, российским крупным предприятием управляют иностранцы. Я патриот своей страны, и мне это не нравится.

- Вы как-то были связаны с "АвтоВАЗом", работали там?

- Нет, я никогда не был никак с ним связан, не работал там и не предоставлял никаких услуг. Но мне жалко предприятие. Мой отец, например, ездил на "ВАЗе", на "четверке". Также за несколько дней до этого события я звонил в "АвтоВАЗ", хотел узнать, как купить 500 машин, попросил связать меня с руководством. Мне никто так и не перезвонил. Также я звонил в "Ростехнологии", хотел узнать, могу ли я купить у них пакет акций "АвтоВАЗа". Везде отвечали операционистки, обещали перезвонить, а в результате никто не перезванивал. И во всех этих компаниях стоит такой барьер. Этой своей акцией я хотел показать, что надо больше внимания уделять имиджу компании, ее прозрачности, активно "пиарить" российского автопроизводителя.

- Но в итоге вы наказали не менеджмент концерна, а участников торгов...

- Особой связи между самой акцией и наказанием менеджмента нет. Важно было просто привлечь внимание. В ходе же торгов кто-то выиграл, кто-то проиграл - это обычный рынок, так всегда происходит. Это спекулянты, и мне их не жалко.

- Есть версия, что за вами кто-то стоит: такой скачок котировок мог быть выгоден тому, кто продавал в это время акции.

- Опять же это рынок: если от одного спекулянта пострадает другой спекулянт, ничего от этого не изменится.

- Так вы один действуете или вместе с кем-то?

- Я совершенно один действовал, мне никто не помогает. Я всегда предпочитаю действовать один, у этого есть много преимуществ. За мной никто не стоит и никто не помогал мне с этой идеей, я сам ее придумал.

- Вы собираетесь и дальше проводить такие акции?

- Нет, потому что это будет неэффективно. СМИ одни и те же, и второй раз такое не пройдет. Каждый раз будет какая-то новая фишка - если, конечно, такие акции еще будут, если у меня будет желание этим заняться.

- Эти акции также будут направлены против неэффективных менеджеров в госкомпаниях?

- Я не против госкомпний, я за них. Я подчеркиваю - меня не устраивает то, что "АвтоВАЗ" "лег" под иностранную компанию. Компания утратила самостоятельность, лидером российского автопрома теперь являются иностранцы. И я не считаю, что этим манипулированием был нанесен какой-то ущерб имиджу автопрома или имиджу компании. Это видно по котировкам - акции "АвтоВАЗа" растут с тех пор.