Каким будет налог на роскошные автомобили
Правительство предлагает новые критерии определения «роскошных» автомобилей, которые могут облагаться повышенным налогом: не мощность двигателя, а цена и марка. Предполагаемый порог – 6 млн руб., но Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии могут в этот список не попасть, даже если они стоят дороже.
Список автомобилей, подпадающих под уплату повышенного транспортного налога, будет готовить Минпромторг, ценовой порог будет определять Минфин, говорит заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Точное значение пока не определено, ориентир – 6 млн руб., рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника.
Условия включения автомобилей в список еще не выработаны, но ведомство постарается сформулировать их так, чтобы одна и та же машина с небольшими переделками не могла попасть в ту или иную категорию, сказал Рахманов.
Например, это можно сделать, зафиксировав перечень определенных моделей, рассуждает он, список будет ежегодно обновляться.
Но комплектации лучше не учитывать, рассуждает чиновник финансово-экономического блока: это затруднит администрирование, ведь комплектация не указывается в техпаспорте. Достаточно уточнить модели и их цену для определения налогооблагаемой базы, считает он.
В этой ценовой категории следует разделять «суперкары» и сравнительно массовый люксовый сегмент, замечает гендиректор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Продажи «суперкаров» в России составляют около 500 машин в год, говорит Дацкив: в их числе Bugatti, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, отдельные модели Bentley. К более массовым автомобилям можно отнести топовые комплектации немецких марок сегмента премиум, гибридные модели в верхнем сегменте, а также серийные с длинной базой (например, у Mercedes-Benz или Audi), рассуждает Дацкив. В любом случае автомобили дороже 6 млн руб. – это достаточно узкий сегмент, замечает основной владелец «Пеликан-праймари» (дилер BMW) Игорь Маляров: «Продажи таких автомобилей не превышают десятых долей процента, так что большинство автолюбителей могут порадоваться». В прошлом году в России было продано, по данным Комитета производителей АЕБ, 2,935 млн новых автомобилей. Другой дилер премиум-марки сказал, что продажи автомобилей дороже 6 млн руб. у него не превышают 5% от общего числа.
Все топ-версии представительских моделей Audi, BMW, Jaguar, Lexus, Mercedes-Benz, Porsche стоят в России дороже 6 млн руб. При этом, по словам Дацкива, розничная цена конкретного автомобиля немецкой марки может на 50% превышать стартовую и все равно отметку в 6 млн руб. преодолевают только модели с наиболее мощными моторами.
«BMW 7-й серии и Mercedes S-класса – не роскошь, а средство передвижения бизнес-класса», – считает федеральный чиновник. В список налогооблагаемых должны попасть «марки машин, которые являются показушной роскошью», добавляет высокопоставленный чиновник правительства.
Ставки налога пока не определены, но он должен быть высоким, считает федеральный чиновник: «Если ты покупаешь Rolls-Royce, то вполне способен за него заплатить не $500 000, а $800 000». Можно ввести двухкратный или трехкратный повышающий коэффициент к стандартным ставкам, считает чиновник финансово-экономического блока. Будут ли владельцы роскошных машин пытаться уклоняться от налога, зависит от ставки – для владельца Rolls-Royce лишние 100 000 руб. в год не будут непосильным бременем, рассуждает партнер юрфирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Налог будет взиматься не весь период владения автомобилем, а в течение нескольких лет после регистрации или выпуска, говорят чиновники. Это разумная идея, считает Дацкив: даже в премиальном сегменте автомобили быстро теряют в цене. Страховщики снижают стоимость на 20% после первого года и далее по 10% в год, объясняет он, после трех лет стоимость автомобиля вполне может упасть ниже порога роскоши. Но возраст автомобиля в критерии лучше не включать, оговаривается Дацкив: есть не только роскошные олдтаймеры, но и автомобили, которые спустя три-четыре года все равно стоят дороже 6 млн руб.
Лучше ориентироваться только на стоимость и вообще не уточнять перечень моделей и тем более комплектаций, продолжает Дацкив. Сбор налога с конкретных марок и моделей выглядит как налоговая дискриминация, а значит, могут возникнуть сомнения в конституционности налога, отмечает Костальгин. Если указывать марки и модели, неизбежно начнутся претензии дилеров и производителей, согласен Маляров.