Обама нашел $238 млрд на инфраструктуру

Барак Обама хочет получить из $2 трлн зарубежной прибыли американских компаний $238 млрд, чтобы вложить их в инфраструктуру. Поддержать идею могут и республиканцы, и демократы
Деньги на инфраструктуру США ищут за границей/ Jonathan Ernst/ Reuters

Вчера президент США представил проект бюджета на 2016 финансовый год (начнется в октябре). Его основные пункты - улучшение инфраструктуры и поддержка среднего класса при увеличении налоговой нагрузки на компании и богатых людей, а также отказ от действующих в последние годы ограничений на госрасходы. Расходы предусмотрены в размере $3,99 трлн, доходы - $3,53 трлн, дефицит - $474 млрд.

Один из главных приоритетов и Белого дома, и республиканцев сейчас реформирование бюджетного кодекса и модернизация инфраструктуры. Правда, о конкретных мерах партии договориться не могут, но накануне представления бюджета Обама внес предложение о налогообложении прибыли компаний, полученной за рубежом. Она превышает $2 трлн (см. график), но компании почти не возвращают ее в США, где она должна облагаться 35%-ным налогом. Кроме того, они могут получить в США налоговый вычет за уплаченные за рубежом налоги.

Обама хочет обложить эту прибыль разовым 14%-ным налогом. В дальнейшем предлагается ввести минимальный 19%-ный налог, но если компании инвестируют зарубежную прибыль в США, дополнительно по этой статье им платить ничего не придется.

Республиканцы уже заявили, что считают ставку в 14% слишком высокой, но к переговорам они готовы. «Администрация, похоже, согласилась, что блокирование [прибыли за рубежом] - важный вопрос, и это хорошая новость», - говорит экономист Дуг Холтц-Икин, президент American Action Forum, в прошлом консультировавший кандидатов в президенты от республиканской партии. Он хотел бы изменить структуру налога, но готов обсуждать ее: «Это предложение, а не результат». Некоторые республиканцы, впрочем, высказывают скептицизм: «Изменить налоговый кодекс только для того, чтобы финансировать еще больше расходов и без того раздутого правительства, - это не тот способ, которым можно стимулировать экономику и создание рабочих мест», - заявил член палаты представителей Пэт Тибери.

Полученные деньги Белый дом хочет направить в фонд общим размером $478 млрд, который в течение шести лет будет финансировать расходы на инфраструктуру - автомагистрали, мосты, общественный транспорт. Эта деятельность - один из главных приоритетов Обамы в оставшиеся два года президентства, и здесь он может получить определенную поддержку республиканцев. «Сейчас нет лучшего места для инвестиций, чем инфраструктура», - заявил член бюджетного комитета палаты представителей Марлин Статцман.

Бизнес отнесся к предложению финансировать инфраструктуру за счет повышения налогов настороженно. Рональд Дефео, гендиректор производителя строительного оборудования Terex, получившего в 2014 г. более 60% выручки за рубежом, назвал его «хорошим политическим жестом, но плохой политикой». США нужна конкурентоспособная в мировом масштабе налоговая система, уверен Дефео.

Республиканцы намерены увеличить расходы на оборону, но Обама против этого, если не будет соответствующего увеличения финансирования на невоенные внутренние нужды. В его бюджете Пентагону выделено $561 млрд, включая средства на противостояние с Россией из-за конфликта на Украине, на борьбу с Исламским государством и кибербезопасность.

Рост экономики и действующие с 2011 г. автоматические сокращения расходов по ряду бюджетных статей позволили сократить бюджетный дефицит с $1 трлн в начале президентства Обамы. Поэтому теперь он предлагает покончить с «бессмысленной экономией» и прогнозирует рост бюджетного дефицита в годы начиная с 2018-го, однако тот будет составлять около 2,5% ВВП.