«Росгосстрах» хочет собрать 200 млрд рублей в этом году

Для этого страховщику нужно нарастить сборы в 1,5 раза
Данил Хачатуров/ А. Махонин/ Ведомости

«Я призываю идти (в 2015 г. – «Ведомости») на 200 млрд руб. страховых сборов», – призвал на совещании с региональными менеджерами президент ГК «Росгосстрах» Данил Хачатуров (цитата здесь и далее по корпоративной газете «Госстрах»). Экономисты подсчитали, что это реальная сумма, в том числе с учетом роста тарифов в ОСАГО, отметил он. В более отдаленной перспективе «Росгосстрах», уверен Хачатуров, может занять треть страхового рынка. В 2014 г. доля составляла 13,1%. Но сборы «Росгосстраха» росли быстрее рынка – 27,2% (до 142,8 млрд руб.) против 9,2%, следует из статистики ЦБ и МСФО компании, эти же данные приводит Хачатуров, объясняя свой оптимизм.

Увеличить сборы помогли продажи ОСАГО, так как многие лидеры рынка сокращали присутствие в регионах, объясняя это ростом убыточности и недостаточностью тарифов. В итоге доля «Росгосстраха» на рынке ОСАГО достигла 35%, а количество пришедших к страховщику новых автомобилистов выросло сразу на 5 млн (почти на треть), привел данные Хачатуров. Компания, следует из его слов, будет увеличивать сборы в ОСАГО, усиливая автогражданку добровольными видами, бороться за лидерство в автокаско (в 2014 г. компания заняла 2-е место после «Ингосстраха»), но также продвигать накопительное страхование жизни и развивать проекты с партнерами, сказал он. Пресс-служба «Росгосстраха» отказалась комментировать выступление.

Чтобы нарастить сборы до 200 млрд руб., продажи головной компании должны вырасти в 1,5 раза, всей группы – на 30%. Наибольший рост придется на моторные виды, говорит аналитик рейтингового агентства, но так вырасти можно, только если демпинговать.

Резкий рост премий повлек бы операционные риски, а на урегулирование потенциальных убытков нужны дополнительные ресурсы, указывает Татьяна Никитина из НРА. Сейчас нельзя сказать, что «Росгосстрах» за счет сборов покрывает убытки, говорит она, в 2014 г. комбинированный коэффициент убыточности – 91%, это ниже, чем у других лидеров розничного страхования.

«Росгосстрах» повышает рентабельность за счет кросс-продаж, клиент, как правило, не уходит с одним полисом, говорит Никитина. Но не все клиенты соглашаются с таким принципом работы – в ФАС в 2014 г. поступило свыше 7000 жалоб на навязывание услуг вместе с ОСАГО, львиная доля – на «Росгосстрах», «нагрузка» к полису может стоить до 5000 руб., сетовал представитель службы.

Остальные страховщики не строят столь позитивных прогнозов на этот год. В лучшем случае сборы рынка вырастут на 5–8% до 1,07 трлн руб., говорит управляющий директор RAEX Павел Самиев, расти выше рынка сейчас очень сложно и такие цели мало кто ставит.