АСВ арестовало яхту и виллы Сергея Пугачева в Европе

Представитель Пугачева это отрицает
Яхта Сергея Пугачева не должна покидать Каймановы острова, решил суд/ TheYachtPhoto imageBROKER / Newscom / Vostock photo

АСВ объявило, что добилось наложения обеспечительных мер на активы экс-сенатора, основателя Межпромбанка Сергея Пугачева во Франции, Люксембурге и на Каймановых островах. Копии постановлений суда высшей инстанции Ниццы и Высокого суда Каймановых островов есть у «Ведомостей».

Арест наложен на «47-метровую яхту DB9 производства Palmer Johnson, зарегистрированную на Каймановых островах, и французские виллы Пугачева, включая Шато де Гаро, «Аннушку», шале «Вальберг», а также виллу № 40, расположенную в Сен-Жан-Кап-Ферра», перечисляется в сообщении АСВ. В Люксембурге обеспечительные меры «наложены через судебного пристава» и «действуют в отношении акций холдинговой компании, через которую Пугачев владеет своими французскими виллами», уточнил представитель агентства.

Представитель Пугачева Дмитрий Мороченко это отрицает: по его словам, ни экс-сенатор, ни его адвокаты «не получали никаких официальных документов по этому поводу и не знают об их существовании», а «французские адвокаты Пугачева проверили информацию [АСВ] и не обнаружили никаких обеспечительных мер в отношении активов Пугачева, никаких судебных заседаний по этому поводу во Франции не проводилось». «Высокий суд Лондона 14 июня 2015 г. обязал экс-сенатора раскрыть информацию о его активах в рамках freezing order, что и было сделано (см. врез. – «Ведомости»). С тех пор ничего нового не произошло», – сказал Мороченко.

АСВ устроит распродажу

В июле 2014 г. по приказу Высокого суда Англии и Уэльса были заморожены все активы Пугачева на сумму до 1,17 млрд фунтов стерлингов. В Великобритании это объекты недвижимости, автомобили, банковские счета и акции. АСВ будет добиваться обращения взыскания на все имеющие ценность активы Пугачева, которые удастся найти в Великобритании, говорит представитель госкорпорации. Первые шаги уже сделаны, рассказывает он. В частности, АСВ зарегистрировало свои требования (так называемые charging order) в отношении загородного объекта недвижимости (Lower Venn Farm), что дает АСВ приоритет перед любыми необеспеченными кредиторами в части получения доходов от продажи этого актива. Сейчас АСВ ходатайствует перед английским судом о получении разрешения на продажу недвижимости в самое ближайшее время.

АСВ считает иначе: от трастов и прочих «корпоративных покровов» оно добралось непосредственно до имущества Пугачева – «активов по месту их фактического нахождения», говорится в его сообщении. Имущество арестовывается для пополнения конкурсной массы Межпромбанка, продажи и расчетов с кредиторами банка.

Эксперты затруднились оперативно оценить стоимость активов, перечисленных в сообщении АСВ. Яхта, аналогичная DB9, длиной 52 м 2010 г. выпуска стоит 19,9 млн евро, говорится на сайте яхтенного брокера Arcon. «Мне знакомы из перечисленных вилл три, расположенные на Кап-Ферра: Villa Anoushka (фактически это два независимых дома на едином участке площадью 27,5 сотки) и вилла Le Mas на участке 13,4 сотки, – говорит директор по работе с ключевыми клиентами департамента элитной недвижимости Knight Frank Елена Юргенева. – Виллы эти хорошо известны и предлагались к продаже рядом компаний, специализирующихся на премиальной недвижимости на Лазурном берегу. Цена ориентировочно 12–15 млн евро за все три домовладения.

Межпромбанк был признан банкротом в конце 2010 г., в начале 2011 г. Пугачев покинул Россию. Через два года Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело, обвинив Пугачева в присвоении имущества в особо крупном размере. Летом 2015 г. Пугачев переехал из Великобритании во Францию «в связи с угрозами убийства ему и его семье». В России он объявлен в розыск.

Год назад Арбитражный суд Москвы вынес решение о привлечении Пугачева к субсидиарной ответственности по обязательствам Межпромбанка в размере 75,6 млрд руб.: суд признал его фактическим владельцем банка. В феврале 2016 г. Высокий суд Лондона подтвердил решение российского суда о взыскании этой суммы с Пугачева.

До распродажи активов дело дойдет нескоро. Процесс приведения в исполнение решения суда и реализации даже уже арестованного имущества должника долгий и кропотливый, отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко, приводя в пример Шато де Гаро: арестованное еще в 2012 г. (оно было заложено банку), оно до сих пор не нашло своего покупателя. Сам по себе арест означает, как правило, лишь невозможность отчуждения имущества, но не запрет на пользование им, говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.