Приватизация ВТБ переносится на следующий год

Продать долю в госбанке мешают санкции
Шувалов (слева) согласился с Костиным, что время для продажи ВТБ еще не пришло/ FABRICE COFFRINI/ AFP

Сложно размещать актив, находящийся под санкциями, скорее всего это основная причина, полагает аналитик БКС Ольга Найденова. Возможно, госбанки просто боятся приватизировать, рассуждает менеджер частного банка из топ-30. Приватизировать госбанки сегодня для правительства слишком тяжелый выбор, согласен председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин: «Они фактически контролируют больше 50% финансового рынка в стране – видимо, правительство пока не готово отказываться от доли».

Правительство не намерено продавать пакет акций ВТБ в 2016 г., заявил вчера Шувалов, отвечая на вопрос о сроках приватизации госкомпаний: «Мы думали, что возможна сделка в течение 2016 г., затем консультировались и решили, что это не лучшее время. Акции ВТБ в этом году предлагать мы не будем» (цитата по «Интерфаксу»). Почему было принято такое решение, он не уточнил. Инвестиционным консультантом по продаже ВТБ выступает «Ренессанс брокер», его представитель от комментариев отказался.

В этом году, по словам Шувалова, планируется «достаточно продаж, в том числе «Башнефти», «Роснефти» <...> в конце концов, кое-что надо оставить и на будущий год».

Поначалу правительство планировало продать ВТБ в ходе «большой приватизации» вместе с другими госкомпаниями в этом году. Росимущество собиралось продать 10,9% голосующих акций госбанка – максимальный пакет, от которого государство может отказаться, сохраняя за собой контроль. В мае президент Владимир Путин подписал указ о возможности снижения госдоли в капитале ВТБ.

Вопрос сроков приватизации находится в компетенции основного акционера ВТБ – правительства, указали в пресс-службе банка.

Президент госбанка Андрей Костин в конце мая не исключал перенос сроков приватизации из-за санкций: «Думаю, самое раннее окно – это осень. Я допускаю, что, может быть, и на 2017 г. перейдем <...> Мы стараемся помочь правительству в приватизации» (цитата по ТАСС). Не исключено, что иностранные инвесторы купят весь приватизируемый пакет банка, указывал зампред правления банка Герберт Моос. «Есть разные инвесторы: азиатские, арабские, европейские», – перечислял Костин в интервью телеканалу CNBC.

Продажа акций ВТБ в этом году под большим вопросом, в том числе из-за санкций, говорил в июне министр экономического развития Алексей Улюкаев, санкции отсекают большой пласт инвесторов от участия, снижая вероятность реализации этого актива.

Аргументы против приватизации пакета акций ВТБ – продолжающийся спад в экономике страны и санкции, эти факторы могут ограничить круг потенциальных инвесторов, говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. Кроме того, рентабельность банка существенно снизилась с 2013 г. (ROAE – с 12% в 2013 г. до 0,8% на конец 2015 г.), а общее восприятие инвесторами рисков российской банковской системы стало более осторожным, это касается как перспектив роста, так и кредитных рисков, говорит он.

Планов по приватизации Сбербанка у правительства нет, уточнил Шувалов. «Мы получили совершенно четкие указания от президента. Я неоднократно слышал совершенно прямое заявление председателя ЦБ, что пакет, который принадлежит государству в Сбербанке, к продаже предлагаться не будет», – подчеркнул он. Это «чисто политический вопрос», говорил в мае в интервью «Известиям» президент Сбербанка Герман Греф. Сейчас ЦБ владеет 50% плюс 1 акция Сбербанка.