«Это просто непредусмотрительность компании»

Технические специалисты объяснили, почему произошел сбой у «Открытия» и как его можно было избежать
«Ведомости» попросили технических специалистов рассказать, почему произошел сбой платежей и можно ли было его избежать/ Рокетбанк

Клиенты банка «ФК Открытие» в субботу вечером пожаловались в соцсетях на проблемы с проведением платежей по картам и снятием наличных в банкоматах. Представитель «Открытия» сообщил, что сбой произошел из-за повреждения оптоволоконного кабеля. А повреждение, в свою очередь, результат ремонтных работ в центре Москвы. Через несколько часов сбой был устранен, а утром Рокетбанк выпустил пояснение: перебиты оказались сразу два оптоволоконных кабеля в районе Смоленского бульвара. «Ведомости» попросили технических специалистов рассказать, почему произошел сбой платежей и можно ли было его избежать.

Владислав Здольников, IT-консультант ФБК: «Открытие» арендует место для оборудования в дата-центре в Неопалимовском переулке, и, скорее всего, волокна в двух кабелях, которые идут от ЦОД до точки обмена интернет-трафиком ММТС-9. В этой точке, собственно, процессинг подключается к интернету.

Так получилось, что в определенном месте эти два кабеля лежали в одной кабельной канализации. Это частая ситуация в Москве. Но, как правило, крупные компании делают поправку на такие ситуации и либо арендуют дата-центр, где точек пересечения у основного и резервного кабеля нет, либо устанавливают оборудование сразу в двух дата-центрах. Уверен, что в данном случае это просто непредусмотрительность компании».

Виталий Слизень, генеральный директор Inoventica: «Насколько я знаю, перерезаны оказались сразу два кабеля в одно и то же время. Банку просто не повезло. Конечно, кабели должны разноситься территориально, но даже это не гарантирует отсутствие аварий. Как-то раз инфраструктура оператора “Синтерра” в Центральном федеральном округе вышла из строя из-за того, что в один временной отрезок (полчаса) были перерезаны три оптических кабеля связи в трех разных областях».

Сотрудник крупного оператора: «Вопрос вызывает то, почему у “Открытия” процессинг оказался завязан на один дата-центр. Как правило, крупные банки арендуют два дата-центра, которые должны находиться в разных частях города. Это нужно для того, чтобы в критической ситуации инфраструктура оставалась рабочей. Странно, что у “Открытия” все устроено по-другому».

Сергей Меднов, управляющий директор по операционно-технологическому блоку банка «Открытие»: «Мы арендуем основной и резервный каналы у различных провайдеров, которые используют различные трассы в городских коллекторах. Но случается, что в некоторых местах коллекторы пересекаются. В данном случае основной и резервный кабели находились в коллекторах, близко расположенных друг к другу на Садовом кольце. Разрыв произошел одномоментно по двум кабелям. Чтобы понять масштаб нанесенного строителями ущерба, я скажу лишь, что мы заменили более 40 м кабеля. Соседние с нашим дата-центром здания также были без связи и интернета. Сейчас мы оперативно создали дополнительно третий канал. К концу недели планируем создать и четвертый. Но при таких масштабных ремонтных работах банки, операторы и обычные компании сталкиваются с множеством подобных случаев ежедневно.

На прошлой неделе еще у одного крупного банка были перерезаны три кабеля, чудом уцелел четвертый. Дата-центр в этом месте у нас восемь лет, и максимальный простой был не более нескольких десятков минут».