Статья опубликована в № 4400 от 05.09.2017 под заголовком: Цифра на продажу

Место изысканных ужинов от хедж-фондов занял сбор информации

По цифровому следу о клиенте можно узнать больше, чем за личным разговором
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Отчетность за II квартал производителя спортивной одежды Under Armour неприятно удивила инвесторов: компания отчиталась о падении прибыли и продаж. Но едва ли это стало сюрпризом для хедж-фондов, массово покупающих данные о компаниях. О трудностях Under Armour можно было узнать, например, по сокращению вакансий на сайте и снижению средней цены на продукцию.

Спрос на такую информацию растет, и продавцов ее становится все больше. Провайдеры выжимают ценную информацию из сайтов компаний и их аккаунтов в соцсетях, отзывов и количества скачанных приложений. «Инвесторам придется покупать и анализировать все больше информации, – отмечает управляющая компания BlackRock, – тот, кто этого не делает, рискует отстать». Данные – от геолокации до потребительских трендов – покупаются, а затем переупаковываются в продукты для инвесторов. По оценке Tabb Group, через пять лет продажи этого сегмента удвоятся до $400 млн в год.

«Это дивный новый мир, – говорит бывший федеральный прокурор Джонатан Стритер. – Не слышал, чтобы было судебное разбирательство по этому вопросу, но все ждут».

Инвесткомпания Point72, управляющая деньгами миллиардера Стивена Коуэна, ежедневно анализирует данные о 80 млн транзакций по банковским картам. Об этом рассказал директор Point72 по рыночной информации Мэтью Грэнейд. Компания также пользуется спутниковыми снимками парковок и данными геолокации, показывающими, сколько покупателей сейчас в магазине, отеле или ресторане, и узнает о положении компании задолго до публикации релиза с отчетностью.

Главная трудность инвестора – это размер информации, которую нужно переработать. В мире более 1 млрд сайтов и более 10 трлн веб-страниц с 500 млрд Гб информации (данные Deutsche Bank). Посреднический бизнес – помогающий инвесторам получить из гигабайтов нужную информацию – становится все более популярным.

По оценке Data Insider, на рынке уже более 100 компаний, продающих такую информацию. SpaceKnow, с помощью спутниковых снимков следящая за экономической активностью в Китае и Африке, привлекла в 2017 г. $4 млн, а Prattle, умеющая интерпретировать слова представителей центробанков и превращать их в товар, – $3,3 млн. «Такие данные недолго будут оставаться альтернативными, скоро они станут ключевым инструментарием любого портфельного управляющего», – отмечает консалтинговая фирма Greenwich Associates.

О том, что использование таких данных незаконно, речи не идет, но юристы призывают к осторожности. Способы сбора информации, а также эксклюзивность соглашений хедж-фондов с продавцами привлекают внимание регуляторов и прокуроров. Хедж-фонды обеспокоены, что провайдеры информации не всегда удаляют из нее персональные данные.

Некоторые управляющие хедж-фондов говорят, что ждут, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) займется проблемой. «Сейчас это как Дикий Запад, но рано или поздно регуляторы обратят на него внимание, – отмечает один из них. – Я еще не видел непротиворечивого юридического заключения, хотя и искал».

В 2010 г. были громкие аресты, когда выяснилось, что трейдеры, управляющие и аналитики пользовались неопубликованной информацией о тестах новых лекарств. Инсайдерские данные они получали от врачей и представителей компаний. На этот раз прокурорам будет непросто обвинить в инсайде хедж-фонды, покупающие информацию, говорит Стритер. Данные о том, сколько покупателей в определенный день было в Walmart или Ralph Lauren, могут быть, например, у AT&T или Verizon. «Если посмотреть, что набрано мелким шрифтом в пользовательском соглашении, наверняка где-то сказано, что они могут продавать эти данные, поэтому это не будет нарушением», – отмечает Стритер. Больше вопросов вызывает продажа данных, взятых с сайтов компаний: юристы говорят, что их продажа третьим лицам может быть незаконной.

Несколько крупных хедж-фондов, включая Man Group и AQR Capital Management, полагают, что эксклюзивные данные не стоят затрат и юридических рисков.

Директор по инвестициям Man Group Сэнди Ратрей говорит, что ему предлагают эксклюзивные данные дважды в неделю, но он считает, что это слишком дорого и в любом случае Man Group проанализирует их иначе, чем другие фонды.

Перевела Татьяна Бочкарева

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more