Средства премиальных клиентов в российских банках выросли на треть

Тренд на отток развернулся, и капитал «премиумов» вырос до 13,1 трлн рублей
Евгений Разумный / Ведомости

Отток капитала премиальных клиентов из российских банков остановился, констатировало аналитическое агентство Frank RG в исследовании «Premium Banking в России 2023». Общий размер средств состоятельных граждан в банках к концу первого полугодия этого года вырос на 31% год к году и составил 13,1 трлн руб.

Аналитики Frank RG изучили наполнение 26 премиальных программ 15 банков в трех сегментах: Premium Light (до 4 млн руб. на счете клиента), Premium Banking (4–10 млн руб.) и Top Premium (от 10 млн руб.). Также были опрошены руководители премиальных программ 12 банков и более 9000 клиентов.

В сегменте Premium Light общий капитал под управлением по итогам первых шести месяцев 2023 г. вырос на 38% год к году и достиг 1,8 трлн руб. При этом доля граждан со счетами до 4 млн руб. сократилась на 1,5 п. п. и составила 76,9% от всех премиальных клиентов.

За это же время в сегменте Premium Banking рост составил 25%, а капитал увеличился до 5 трлн руб. В сегменте Top Premium общий капитал под управлением вырос на 34%, достигнув 6,3 трлн руб. Именно в этих двух сегментах произошел рост клиентской базы: доля клиентов со счетами 4–10 млн руб. увеличилась на 0,9 п. п. до 15,3%, а со счетами свыше 10 млн руб. – на 0,6 п. п. до 7,8%. При этом средний размер капитала всех премиальных клиентов увеличился за год на 8% – с 3,8 млн до 4,1 млн руб., говорится в исследовании.

Среднее количество банков на одного премиального клиента снизилось – 1,55 программы против 1,61 в прошлом году, обнаружило Frank RG: 62,4% клиентов обслуживаются в одном банке, в 2022 г. таких было 57,1%.

Новый клиентский опыт

В 2023 г. премиальный клиент снова готов принимать банк «как есть», констатирует Frank RG: сегмент преодолел прошлогодний провал уровня удовлетворенности клиентов, когда он был отрицательным (-13%). К середине этого года удовлетворенность составила 39%, что больше даже докризисного уровня – 27% в 2021 г. В частности, клиенты привыкли к санкциям, отмечают во Frank RG: санкционный статус банка при его выборе важен только для 38,4% премиальных клиентов.

Клиенты на премиальном обслуживании переходят на рубль и мягкие валюты, отмечается в исследовании. В целом доля иностранной валюты на их счетах за год стала меньше на 3,5 п. п., опустившись до 16,5%: доля токсичных долларов и евро снизилась на 4,2 п. п. и составила 15,2%, тогда как доля дирхамов и юаней выросла на 0,8 п. п. до 0,9%. Капитал новых клиентов в валюте на первое полугодие этого года уменьшился на 36%, тогда как по пассивным продуктам в рублях наблюдается рост капитала, сказала «Ведомостям» проектный директор Frank RG Любовь Прокопова. Рост пассивов наблюдается практически по всем показателям: текущие счета выросли на 53%, накопительные – на 75%, вклады – на 17%, добавляет она.

Помимо этого у премиальных клиентов возвращается интерес к инвестициям, отмечается в исследовании. Доля тех, кому важны инвестиционные продукты при выборе банка, выросла за год на 5,1 п. п. и составила 29,5%. При этом доля клиентов, у которых такие продукты есть, снизилась год к году на 2,5 п. п., составив 34,8% по итогам первого полугодия. Но доля капитала премиум-клиентов в инвестиционных продуктах растет и уже приближается к значению годовой давности: 30,6% против 31,1% в середине 2022 г.

Все больше клиентов предпочитают взаимодействовать с банком дистанционно, а значит, теряется эмоциональная составляющая премиального сервиса, отмечает Прокопова. «Клиент уже не чувствует премиальности, как раньше, когда он проходил без очереди к персональному менеджеру. В цифре все равны. И банкам придется научиться занимать эмоцию у других сервисов», – говорит она.

Наиболее важные небанковские привилегии для премиальных клиентов, согласно опросу Frank RG, – это привилегии в путешествиях (бизнес-залы, трансфер и др.), страхование и медицина (ДМС, каско и др.).

Почему «премиумы» возвращаются

После начала спецоперации большинство крупных вкладчиков старались максимально переложить капитал за пределы России или по крайней мере не размещать денежные средства в российских банках, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Но страх, что банковская система рухнет, со временем снизился, к тому же пользовательский опыт в отечественных кредитных организациях лучше, чем тот же опыт в других странах, добавляет он.

Приток средств премиальных клиентов восстанавливается по мере общей стабилизации российской экономики, отмечает управляющий директор и руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. В таких условиях может снижаться интерес как к увеличению накоплений в наличной форме, так и к переводу средств в зарубежные банки, поясняет он. К тому же премиальным клиентам стало сложнее открывать счета за рубежом, трансграничные переводы стали не такими легкими, а ограничения на вывод капиталов – жестче, добавляет руководитель отдела премиального обслуживания «Тинькофф премиум» Андрей Щербаков.

Около 40% чистого изменения совокупной величины капитала под управлением премиум-банкинга с середины 2022 г. по середину 2023 г. приходится на переоценку средств в иностранной валюте, в том числе на зафиксированную клиентами при конвертации сбережений в рубли, полагает управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов. Но валютная часть составляет только 20% портфеля, поэтому его рост связан не только с валютным фактором, отмечает Прокопова.

Среди других факторов она называет рост ключевой ставки, доходность ценных бумаг и сокращение оттока капитала. С ней согласен и Гришунин: «Жадность всегда пересиливает страх». Доходность для премиальных клиентов в России сейчас выше, чем на других финансовых рынках, и это существенно влияет на соотношение риск/доходность, поясняет эксперт.