Банки наращивают число отделений

Во время «сбора вкладов» они развивают упрощенные форматы, стоимость которых в разы ниже стандартных
Максим Стулов / Ведомости

Российские банки, несколько лет активно продвигающие уход в цифровизацию, наращивают количество физических офисов: кто-то идет в города-миллионники, а кто-то – в небольшие, с населением от 30 000 человек. Про разворот тренда в рознице в целях увеличения клиентской базы рассказали представители Газпромбанка (ГПБ) и Альфа-банка в ходе конференции РБК. О расширении сети также объявили в ВТБ, Промсвязьбанке (ПСБ), «Уралсибе», банке «Дом.РФ» и «Абсолют банке».

В прошлом году у банков впервые за 10 лет выросло число дополнительных офисов – на 1,2% до 24 518 шт., говорится в материалах ЦБ. Общее число подразделений выросло на 1% до 25 738 шт., тогда как в 2022 г. уменьшилось на 6,4%. С 2013 г. их количество планомерно снижалось. Сейчас все стратегии нацелены на открытие отделений, заявил первый вице-президент, член правления ГПБ Алексей Попович: банки активно собирают вклады, но не все люди несут безналичные. Действительно, на рынке произошел коренной сдвиг с точки зрения каналов продвижения, добавил зампред правления Альфа-банка Иван Пятков: «Если раньше все в большей степени говорили об упоре на цифровой канал, то сейчас многие игроки стали развивать физическую сеть». Тренд на открытие мини-офисов зачастую без кассы начал формироваться еще во второй половине 2023 г., говорит и. о. президента Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Назад в прошлое

Альфа-банк с 2020 г. сконцентрировался на офисах формата phygital (открытые пространства, нет «окошек», стоек и перегородок): за 2023 г. количество отделений выросло на 300 и превысило 700, заявил Пятков на конференции. Цель банка – достичь 1000 phygital-офисов, за этот год нарастив их количество еще более чем на сотню. «Альфа» решила пойти в города от 30 000 жителей – та новая часть сети, которую банк открыл в 2023 г., обеспечивает 20% нового привлечения, отметил банкир.

В разговоре с «Ведомостями» Пятков рассказал, что офисы, с которыми банк активно заходит в города (их уже больше 350), стоят от 5 млн до 8 млн руб. «В маленьких городах люди не так избалованы банковскими предложениями, и, когда приходит новый технологичный банк, на него очень быстро обращают внимание. Более того, открытие в городе отделения стимулирует и рост продаж через интернет в этом же регионе», – отметил банкир.

Розничная стратегия ГПБ, утвержденная в 2023 г., предусматривает запуск до 200 офисов (сейчас у банка более 480 отделений, включая представительства за рубежом) нового формата на горизонте ближайших трех лет, заявил в разговоре с «Ведомостями» Попович. Но банк ее пересматривает и хочет открыть точки быстрее – не вместо текущих, уточнил банкир. «Не уверен, что откроем больше, но будем открывать быстрее, потому что спрос со стороны населения на офлайн-обслуживание только растет», – отметил он. ГПБ делает фокус на города-миллионники и средние, от 500 000 населения, так как ставит перед собой цель работать со сбережениями и транзакционными клиентами и стать «банком у дома».

Отличие офисов нового формата от стандартных – штат сотрудников всего 2–3 специалиста, отсутствие кассы, прием наличных только через банкоматы, все операции с людьми безбумажные, а скорость обслуживания в разы быстрее, объясняет Попович. При этом открыть один офис нового формата стоит в 5–7 раз дешевле стандартного.

ВТБ в 2024 г. планирует расширить сеть отделений до 180 новых офисов, 120 из которых будут упрощенного формата площадью не более 50 кв. м, говорил в феврале руководитель департаментов розничных продаж и развития инструментов обслуживания Василий Палаткин. До 2026 г. банк намерен увеличить сеть отделений по стране на 40% до 1800 точек.

Не всем очевидна экономическая выгода отделений. «Уралсиб» будет увеличивать сеть и открывать офисы, но не столь агрессивно: банку экономическая выгода не кажется столь явной, заявил его зампред правления Станислав Тывес. Банк решил открыть офис в городе, где до этого не был представлен, – Нижнекамске – и сравнить, будет ли «воронка цифрового привлечения» шире, чем во Владивостоке, где «Уралсиб» не присутствует. Улучшения воронки в банке не увидели, признал Тывес.

«Почта банку» пока достаточно тех отделений, что есть, отметил на форуме директор розничной дистрибуции Антон Анищенко. «Да, «Альфа» приходит. Как мы это видим? Наши сотрудники переманиваются в «Альфу», – отметил банкир. Но банк развивает агентский канал (сотрудники «Почты России») и нарастит сеть на 3000 человек до 25 000 агентов, говорит представитель кредитной организации.

В I квартале ПСБ открыл 10 новых офисов (региональная сеть достигла 800 отделений), говорит его представитель. В 2024–2026 гг. банк «Дом.РФ» планирует расширять региональное присутствие, в том числе открывая новые смарт-офисы, делится директор управления продажами Кирилл Варенцов. «Абсолют банк» планирует открывать новые универсальные офисы в экономически развитых регионах, отмечает зампред правления Антон Павлов: примерно 1–2 офиса в год (сейчас сеть банка насчитывает 46 офисов). Средняя сумма инвестиций на открытие офиса – от 10 млн до 20 млн руб. в зависимости от площади и требуемых работ, говорит банкир.

Вопрос эффективности

Некоторые розничные игроки скептично смотрят на эксперименты банков в разные фазы экономики. «Когда рынок растет, все запускают бесчисленное количество экспериментов <...> каждый из них порождает свою бюрократию, затраты и компетенции, которых на самом деле в банках нет», – заявил на конференции главный управляющий директор «Хоум банка» Андрей Спиваков. По его мнению, банки последние годы закрывали отделения, так как это был очень неэффективный бизнес, а сейчас на волне роста возник тренд на открытие офисов. «Появились ли у банков за это время компетенции правильно управлять отделениями? Я сомневаюсь», – отметил Спиваков, добавив, что все новые бизнес-модели пройдут «экзамен на выживание», когда начнется спад.

Когда ставки пойдут вниз, у людей накопления и доходы не исчезнут – клиенты будут продолжать пользоваться банковскими продуктами, ответил на это в разговоре с «Ведомостями» Пятков. В развитии сети ключевой момент – насколько экономно ты умеешь ее строить, считает банкир: стоимость одного офиса у банка одна из самых экономных на рынке. ГПБ новые отделения пилотирует – эффективность по ним в расчете на одного человека не ниже стандартных офисов, говорит Попович. Количество новых клиентов, пришедших через офисы банка, сильно варьируется в зависимости от типа продукта, говорит Павлов: по вкладам на отделения приходится более 70% новых клиентов, по кредитам – не более 25%.

Срок окупаемости отделения обычно составляет год-полтора, говорит представитель Транскапиталбанка. Эффективность точки определяется наличием положительного финансового результата, окупаемостью первоначальных затрат и показателями прибыли/дохода на одного сотрудника.

Но нельзя в одном канале сделать чудо, считает Пятков. «Когда ты показываешь рекламу по телевизору на федеральных каналах, важно, чтобы клиенту потом было легко до тебя дотянуться. Поэтому банк активно развивает мультиканальность – можно не только прийти в отделение, но и оставить заявку в диджитале, точкой входа могут быть и реферальные программы, и агентские продажи», – резюмировал банкир.