Акции китайских игровых компаний падают из-за новых ограничений

Местный регулятор пытается снизить количество времени и денег, которые китайцы тратят в интернете
LI ZHIHAO / Imaginechina via AFP

Акции китайских разработчиков онлайн-игр резко падают после публикации местным регулятором для общественного обсуждения проекта новых правил, призванных снизить количество времени и денег, которые китайцы тратят в интернете. Национальная администрация печати и публикаций КНР (NPPA) предлагает ограничить сумму, которую игрок может потратить в игре, запретить награждать геймеров за частые входы в игру, а также принудительные дуэли игроков и др.

Бумаги лидера игровой индустрии Китая Tencent снизились на Гонконгской бирже 22 декабря на 12,4% до 274 гонконгских долларов. Акции его главного конкурента Netease обвалились на 24,6% до 122 гонконгских долларов. Заодно упали и бумаги популярной среди геймеров соцсети Bilibili – на 9,7% до 80,3 гонконгского доллара. 25–26 декабря торги на китайских площадках не проводились из-за празднования католического Рождества.

В совокупности эти три компании потеряли 22 декабря порядка $80 млрд рыночной капитализации, пишет Bloomberg. Индекс гонконгской биржи Hang Seng в этот день снизился на 1,7% до 16 340,41 пункта. С начала года акции Tencent упали на 13,6%, тогда как бумаги NetEase выросли на 6,5%. Hang Seng с начала года просел на 17,4%.

Если закон будет принят в текущем виде, то темпы роста выручки Tencent и Netease могут значительно снизиться, опасается руководитель направления анализа международных рынков акций инвестбанка «Синара» Сергей Вахрамеев. В этом случае в «Синаре» пересмотрят рейтинги обеих компаний, пока же там рекомендуют держать бумаги Tencent с целевой ценой 400 гонконгских долларов (апсайд 46%) и покупать акции Netease с таргетом 180 гонконгских долларов (+47,5%). Вахрамеев призывает инвесторов решать, что делать с бумагами китайских игровых компаний, уже после принятия закона, ведь пока не ясен его окончательный вид.

В III квартале 2023 г. выручка обеих компаний значительно выросла год к году (г/г): у Tencent – на 10% до $21,5 млрд, а у Netease – на 11,6% до $3,7 млрд. Выручка Tencent от онлайн-игр в прошлом квартале выросла на 5% г/г до $4,6 млрд на рынке Китая и на 14% до $1,9 млрд на иностранных рынках. Netease работает только на внутреннем рынке: выручка от игр там выросла на 16,5% до $3 млрд.

Бизнес Tencent диверсифицирован намного сильнее, чем у конкурентов, обращает внимание аналитик Freedom Finance Global Роман Лукьянчиков: доля отечественного игрового направления в выручке компании – около 21,4%, в то время как у Netease она доходит до 80%. Это обеспечит Tencent больший запас прочности по сравнению с конкурентом в случае ужесточения регулирования, полагает эксперт. Пока во Freedom Finance Global установлена рекомендация «покупать» акции Tencent с таргетом 435 гонконгских долларов (+58,8%), но рейтинг не учитывает новые возможные ограничения.

С учетом диверсифицированного бизнеса компании бумаги Tencent упали неоправданно сильно и сейчас недооценены, считает аналитик инвесткомпании «Финам» Никита Степанов. Аналитик брокера БКС Денис Буйволов отдает предпочтение Tencent, а не Netease именно из-за диверсификации бизнеса, а также неплохих последних финансовых результатов.

Новые потенциальные ограничения в китайской игровой индустрии напомнили инвесторам о жестком регулировании в технологическом секторе в 2021 г., когда различные ведомства неожиданно начали «закручивать гайки» в различных секторах – от электронной коммерции до развлечений, отмечает Bloomberg. Главной жертвой тех мер стала фактически уничтоженная индустрия онлайн-образования.

С игровой зависимостью власти КНР борются давно, обвиняя такие развлечения в росте близорукости среди молодежи, напоминает Bloomberg. Но в последние месяцы чиновники поощряли киберспорт как двигатель посткоронавирусной экономики. Год назад Tencent получила разрешение на ряд крупных релизов, например Valorant и Pokemon Unite, что возродило надежды инвесторов на ослабление давления на IT-сектор.

В последнее время NPPA посылает неоднозначные сигналы рынку, говорят опрошенные «Ведомостями» аналитики. К примеру, через два дня после публикации проекта новых правил для игровой индустрии китайский регулятор одобрил 105 новых игр (в том числе Counter War: Future от Tencent и Firefly Assault от NetEase), заявив, что полностью поддерживает индустрию.

На конец 2023 г. китайский рынок видеоигр оценивается в $75–80 млрд, что делает его крупнейшим в мире, говорит Лукьянчиков: Tencent занимает порядка 50% рынка, Netease – около 15%, остальные компании – намного меньше.

Основным драйвером роста для китайских игровых компаний являются мобильные игры для широкого круга пользователей, или казуальные, отмечает Лукьянчиков. Но если новые ограничения нанесут серьезный удар этому сегменту, то перспективным направлением на рынке КНР станет киберспорт, прогнозирует эксперт. Наиболее логичным направлением для развития китайских игровых компаний он считает международную экспансию – так уже делает Tencent, которая в последние годы активно наращивает доли в иностранных игровых компаниях.