Интервью - зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов

"Самолетом перебрасывали людей со всей страны"
А.Махонин/ Ведомости

Прошлой весной в районе поселка Эсто-садок шла огромная стройка: тысячи рабочих, сотни машин, грязь по колено. В авральном режиме шло строительство олимпийских объектов: трамплина и «Горки города», который на время Олимпиады должен был стать горной медиадеревней. Проектом изначально занимались братья Билаловы, но весной 2012 г. после срыва всех сроков правительство назначило ответственным Сбербанк, а Билаловы покинули Россию.

Ответственный в Сбербанке за олимпийскую стройку - зампред правления банка Станислав Кузнецов. Мы разговариваем с ним в кафе на последнем этаже торгового центра «Горки молл». Здесь можно устроить себе морской отдых в горах - есть несколько бассейнов, настоящий песочный пляж и даже волейбольная площадка. Все это под стеклянной крышей - лежа на шезлонге можно любоваться заснеженными вершинами Кавказских гор.

«Горки молл» - одно из многочисленных зданий «Горки города», который, несмотря на все проблемы, успели построить к Олимпиаде. Нижняя часть города задумана как «тусовочное место». Верхняя - на высоте 940 м над уровнем моря - для более спокойного и дорогого отдыха.

Нам приносят турецкий чай. Турок в «Горки городе» много. Получив олимпийскую стройку в июне 2012 г., Сбербанк привел нового генпордядчика - турецкую компанию Sembol.

- Вряд ли сейчас есть смысл вспомнить то, из-за чего строительство началось позже запланированного, тем более про это много сказано. В каком режиме вы работали последний год? Пытались уместить 48 часов в одни сутки?

- Конечно, работали с крайней интенсивностью и гордимся результатом. Был создан оперативный штаб во главе с Германом Грефом (президент Сбербанка. - «Ведомости»), который в среднем собирался раз в 10 дней и решал все проблемные вопросы. Очень благодарны вице-премьеру Дмитрию Козаку - по его поручению в штаб вошли федеральные чиновники, представители оргкомитета «Сочи-2014» и Краснодарского края. Это позволило оперативно устранять проблемы.

Мы очень благодарны Михаилу Гуцериеву и его строительным компаниям «Моспромстрой» и «Интеко». Его людей мы изначально приглашали сюда для строительного аудита, чтобы они оценили все потенциальные риски и дали предложения, как их избежать. Они свою работу сделали профессионально, ко многим их рекомендациям мы прислушались. Они также советовали увеличить количество рабочих на стройплощадке примерно на 30%, чтобы без проблем успеть все к сроку. К сожалению, - признаю, это была и моя ошибка - мы этот совет проигнорировали.

- Почему? Генподрядчик говорил, что строителей достаточно?

- Именно так. Мы в тот момент больше опирались на точку зрения генподрядчика и «недоуслышали» мнение независимых экспертов. Где-то в августе-сентябре поняли, что количество проблем не уменьшается, стройка не набирает нужного темпа и есть риски не успеть. Тогда Греф направил сюда оперативную группу из сотрудников Сбербанка со мною во главе. Сначала нас было 15-20 человек, в какой-то момент численность увеличилась до 80. Понятное дело, что в банке строителей немного, поэтому набирал людей со всей страны и приказом переводил в Сочи.

- Откуда в Сбербанке столько строителей?

- У нас же есть подразделения по строительству и управлению недвижимостью. Смотрел, выбирал лучших. В результате эти люди в Сочи в режиме нон-стоп 24 часа в сутки работали прорабами на трамплине и в «Горки городе». Это решение Грефа спасло проект, которому не хватало именно менеджеров среднего уровня. Турки решали стратегические вопросы на уровне контрактов, а все остальное отдавали на участь субподрядных компаний. Те, кто из субподрядчиков, были посильнее - например, турецкая компания «Корай» успешно проблемы решала. Кто послабее - «Эге Урал», «Монолитбетон», «Остаж» - не решали.

- Осенью вы говорили, что Сбербанк привлек в проект в качестве генподрядчика опытную и надежную компанию, а теперь получается, что вы ею недовольны.

- Не так. Стратегически мы приняли абсолютно правильные решения, когда входили в проект. Мы позвали тех, кто мог это сделать, и турки очень хорошо работали вначале. Нас, например, все время тянет к централизации. Если покупать бетон, то оптом для всего проекта. Так дешевле, но при задержках страдает вся стройка. Турки, наоборот, разбили все на небольшие заказы и быстро стартовали. Но то ли они не занимались средним менеджментом, то ли не приспособились к нашим условиям, в общем, на втором этапе и на этапе финишного рывка они, к сожалению, не выдержали нужного темпа. Слушать дальше обещания, что завтра привезут дверь, через час будет стекло, а через два - машина с бетоном, но ничего не происходило, было нельзя.

- И что вы сделали?

- Мы позвали наших строителей - «Моспромстрой», «Интеко» и еще 5-6 российских строительных компаний, с которыми работал Сбербанк. Самолетом перебрасывали людей со всей страны. В общей сложности у нас в пике работало 1500 наших строителей. Примерно 800 из них - люди «Моспромстроя», вторыми по численности были «Интеко» и «Амтек».

- То есть «Горки город» де-факто достраивали компании Гуцериева?

- Я уже говорил, что без помощи других акционеров проекта нам было бы сложно. У Михаила Сафарбековича [Гуцериева] есть строительная компетенция, он предложил нам свои знания и возможности. Здесь было несколько очень сильных менеджеров от него. Станислав Таслицкий (вице-президент «Русснефти». - «Ведомости») занимался трамплинами, Сергей Головко (также вице-президент «Русснефти». - «Ведомости») был ключевым участником строительства нижней части «Горки города», Олег Солощанский (президент «Интеко». - «Ведомости») - верхней части.

- Как вы отнеслись к тому, что иностранные журналисты за несколько дней до Олимпиады стали выкладывать в социальных сетях фото отелей, которые не были готовы к приему гостей? Некоторые из этих отелей были в «Горки городе».

- Мы вообще в банке руководствуемся принципом: жалоба - это подарок. Но то, что вы сказали, не всегда имело отношение к нам. У нас никаких серьезных скандалов не было (стучит по дереву). Хотя замечания были. Важно уметь недостатки признавать и устранять, а не говорить, что у нас все хорошо.

Сегодня у нас проживает около 4500 человек и используется 3400 номеров. Ни один человек - подчеркиваю: ни один! - не остался без номера. Ни разу людям не сказали: «У нас нет номера, подождите день-два». Я сам живу в «Горки городе» и стараюсь оперативно реагировать на все проблемы.

- Учитывая, что многое делалось очень быстро, а что-то не успели доделать, планирует ли Сбербанк потратить дополнительные средства на то, чтобы привести «Горки город» в порядок?

- А мы не все средства, запланированные на этот проект, потратили. Например, чтобы успеть достроить все гостиницы и апартаменты, отказались от строительства к началу Олимпиады корпоративного центра Сбербанка и создания системы оснежения трасс нашего курорта «Горная карусель». Так что у нас серьезный финансовый остаток. Плюс к этому 5% от суммы нашего контракта с генподрядчиком - это средства на устранение всех возможных проблем. Этих средств должно хватить.

- Вам не кажется, что после Олимпиады что-то достраивать или доделывать уже не будет смысла?

- Смысл будет, если у всего курорта - у всей Красной поляны - будет какая-то системная идея. Такими идеями, на наш взгляд, могли бы стать туристическая зона, игорная зона, Олимпийский центр, но принимать решение должно правительство. Новый город в горах получился даже интереснее, чем прибрежный Сочи: он компактный, красивый, есть вся инфраструктура. Тот город, который построен в Красной поляне, требует от властей Сочи новых подходов в управлении, но они, мне кажется, до конца не понимают, что им досталось.