В Москву впервые приезжает U2

Ирландская рок-группа известна своей гражданской позицией не меньше, чем песнями
u2.com

Первый в истории российский концерт знаменитой группы пройдет в рамках тура «360 о» в поддержку альбома No Line on the Horizon (2009). Своей феноменальной известностью, огромной коллекцией наград Grammy и статусом рок-грандов они во многом обязаны взятым на себя повышенным социальным обязательствам. Вокалист команды Боно и его коллеги достаточно давно стерли для себя грань между деятельностью музыкальной и общественной и всегда пользовались сценой еще и как трибуной. В преддверии обещанного красочного шоу в Лужниках «Пятница» рассказывает о главных композициях коллектива.

«Sunday Bloody Sunday» (альбом War, 1983)

Первый и, пожалуй, самый убедительный антивоенный гимн U2, полностью основанный на приеме контраста между формой и содержанием: свои пацифистские речевки Боно выкрикивает под аккомпанемент маршеобразного ритма барабанов и кусачего гитарного риффа. Подобный звукоряд вполне сгодился бы для того, чтобы, напротив, сплотить войска перед лицом опасности, однако группа довольно изящно заключает в него обратный посыл (например, строчки «Но я не отвечу на призыв к битве»), таким образом «вступая в крестовый поход под пацифистскими знаменами», по выражению видного британского критика Саймона Рейнольдса. «Sunday Bloody Sunday» была посвящена вооруженному разгону мирной ирландской демонстрации в 1972 году, однако универсальность ее антивоенного месседжа позволила Боно приурочивать исполнение песни к самым разным поводам: так, в текущем турне она, как правило, сопровождается кадрами массовых беспорядков в Иране.

«Where the Streets Have No Name» (альбом The Joshua Tree, 1987)

Говорят, гитарист Эдж, задумывая эту вещь, намеревался сотворить универсальный концертный хит – и, очевидно, преуспел: песня действительно сразу же стала кульминацией стадионных шоу, а видеоклип на нее был снят на крыше одного из лос-анджелесских ресторанов (с явным намеком на знаменитый финальный битловский концерт на крыше студии). Хулители U2, правда, указывали на то, что помпезная мелодия и героические позы Боно плохо соотносятся с текстом песни, лишенным внятного смысла. Остроумнее всех критиков поступила синтипоп-группа Pet Shop Boys, объединив в своей кавер-версии «Where the Streets Have No Name» c легкомысленным шестидесятническим хитом «Can't Take My Eyes off You». Таким образом они продемонстрировали, что от великого до смешного порой даже не один шаг, а меньше; мысль в контексте творчества U2 чрезвычайно актуальная.

«Pride» («In the Name of Love») (альбом The Unforgettable Fire, 1984)

«Это наша лучшая песня!» – заявил Боно вскоре после выхода альбома; правда, двадцать лет спустя он взял свои слова обратно. Тем не менее нельзя отрицать, что именно на этом альбоме наконец полностью оформился саунд, ставший для группы классическим: с воинственным битом, звонкими гитарами и выведенным на передний план вокалом. За саунд этот, впрочем, в большей степени нес ответственность дуэт продюсеров Брайана Ино и Даниэля Лануа, а не сами музыканты U2. Однако и вклад группы в происходящее преуменьшать не стоит: не будем забывать и о том, что Боно, пожалуй, единственный рок-артист на земле, кто может в припеве песни во всю глотку возопить: «Во имя любви!» – и не выглядеть при этом идиотом.

Полную версию статьи читайте в ближайшем выпуске "Ведомости. Пятница".