Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 2893 от 13.07.2011 под заголовком: Театр оргий с музыкой

Постановка «Франциска Ассизского» вызвала гнев публики на Мюнхенском фестивале

На оперном фестивале в Мюнхене улюлюкают: гнев зрителей вызвала постановка «Франциска Ассизского» Оливье Мессиана
Wilfried-Hösl

Премьера «Франциска Ассизского» Оливье Мессиана в Баварской государственной опере сопровождалась овациями и буканьем: недовольство касалось режиссуры Германа Нитша. Четырехчасовую оперу об одном из главных святых католической церкви австрийский художник-акционист поставил как ораторию. Если Мессиан, создававший сакральное пространство, черпал вдохновение и в балийских ритуальных обрядах, и в японском театре, то Нитш использовал в спектакле опыт собственного театра оргий и мистерий.

Ударные расположились в ложах, часть оркестра сидит на авансцене, а действие порой кажется повтором мизансцен, где главная роль отведена обнаженному мужскому телу, символизирующему Христа. На сцене совершаются омовения кровью, этим занимается команда статистов, облаченных в белое. В какой-то момент кровь начинает течь потоками из-под колосников: полдюжины рабочих плещут ею из ведер на огромный холст.

При всей радикальности склонный к театрализованным действам Нитш повторяет собственные находки. В живописи такая политика приносит коммерческий успех, как в случае с Шагалом или Дали, но в театре вызывает раздражение (интересно, какова будет судьба папки с литографиями Нитша к Мессиану и фотографиями из спектакля; подписка на нее стоит 4500 евро, после выхода цена поднимется до 6000).

В основном Нитш занят геометрическими фигурами на экране, которые меняют окрас благодаря наложению фильтров. Важную роль в Мюнхене отвели птицам (св. Франциск был их поклонником и даже им проповедовал), их танец на экране напоминает вакханалию, и это одна из самых красочных сцен в довольно статичной в целом постановке, где безусловно удались лишь костюмы. Большую часть времени певцы поют, стоя на авансцене лицом к залу.

Кажется, что такое обхождение с Мессианом – норма. В 2003 г. Илья Кабаков поставил для Триеннале Рура спектакль, где декорации тоже брали на себя роль главного интерпретатора. Достаточно ли такого подхода для исполнения глубоко католической по своему содержанию оперы (Мессиан построил композицию по образцу служб)? Ответ зависит, видимо, от отношения слушателя к религии.

В Мюнхене публика предпочитала слушать Мессиана с закрытыми глазами, тем более что оркестр под управлением Кента Нагано звучал безупречно. Сочетание христианской аскезы с буддистским пониманием необходимого поддерживалось и безукоризненной работой певцов, прежде всего Поля Гэя в заглавной партии и Кристины Шефер в партии Ангела. Хотя в будни Мессиан начинается в 16 часов, зал полон, и его мало кто покидает.

Но сидеть с закрытыми глазами не удавалось. Зрительный зал оказался сценой, носилки с возлежащим на них обнаженным мужским телом несут прямо через шестой ряд партера, где цены на билеты доходят до 190 евро. Кажется, вынужденные вставать шеренгами зрители были недовольны этим обстоятельством в гораздо меньшей степени, чем весь остальной зал.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more