Каким должно быть рабочее место

Человеку нужна работа, чтобы быть счастливым, сходятся во мнении философы и психологи. Означает ли это, что с помощью архитекторов, дизайнеров и социологов следует делать рабочее пространство более привлекательным, чем любое другое?
Fotolia/ PhotoXPress

Работа — одно из обязательств, которые налагает на человека современное общество, при этом в нашем культурном коде о ней сохраняются два практически противоположных представления, пришел к выводу европейский философ, писатель и журналист Ален де Боттон, потративший два года на выяснение причин, заставляющих людей трудиться. “Одно исторически было свойственно рабочему классу: работа — это всего лишь средство (прокормить семью, заплатить за образование детей)... Другое унаследовано от среднего класса: работа как высшая цель, лучшая возможность реализовать себя, раскрыть свои способности, необходимое условие для счастья”, — пишет де Боттон в книге “Радости и печали работы”.

Для людей, имеющих достаточно средств, чтобы не думать о выживании, первая точка зрения становится актуальной только в период кризисов — тогда их начинает радовать сама мысль о наличии работы, пусть ине лучшей. В более благополучные времена представление о труде связано с понятием личностного развития. Отсюда стремление найти в работе что-то интересное, дать раскрыться важной стороне своего “я”, указывает де Боттон.

41% опрошенных готовы работать эффективнее, если в офисе будет тренажерный зал

Результаты опроса, проведенного отечественным рекрутинговым ресурсом hh.ru, подтверждают слова исследователя: 49% пользователей ресурса нравится их работа за возможность реализовать себя, причем половине из них нравится ощущение значимости, а остальным — осознание полезности своего труда.

К сожалению, для многих эффективность работы наемных служащих оценивается не по чувству удовлетворения сотрудников, а по росту доходов предприятия, отсюда и частый конфликт между ожиданиями человека и рутинной действительностью, объясняет Боттон.

Приманка для служащего

Избежать подобных конфликтов иногда помогают сами офисные стены — если их немного приукрасить. Оттого компании тратят огромные средства на свои штаб-квартиры, предлагают персоналу не только трудиться, но и отдыхать. “Главное, чтобы рабочий день не превращался для наемного сотрудника в повинность, наложенную на него с понедельника по пятницу”,- говорит директор по развитию департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов.

По большому счету, идеальный офис должен соответствовать всего трем основным критериям, считает он. Самый главный — место расположения. В условиях напряженной транспортной ситуации сотрудник не должен много думать о том, как ему добраться и где припарковать автомобиль. Офис должен находиться недалеко от метро, чтобы служащие могли добраться до него на общественном транспорте.

Во-вторых, офис должен быть функциональным — проще говоря, его планировка должна отвечать целям и задачам того или иного вида бизнеса, и к любому рабочему месту можно подвести все необходимые коммуникации.

Ну и, конечно, офис должен быть комфортным. Светлое помещение, оборудованное системами вентиляции или кондиционирования, доступный пункт питания — в идеале в этом же здании исхорошей здоровой едой, возможность выпить кофе в спокойной обстановке — и хорошая инфраструктура рядом (химчистка, мини-маркет и т. д.).

Последние детали делают пребывание в помещении приятным и позволяют не отвлекаться от рабочего процесса. “В такой офис хочется возвращаться только из-за ощущения комфорта и гордиться тем, что ты работаешь в такой компании”, — резюмирует Жуликов.

Разбавив рабочую обстановку небольшими, но приятными удобствами, фирма может значительно повысить энтузиазм персонала, подтверждает исследование рекрутинговой компании “Бигл”. Так, 41% его участников заявили, что будут работать эффективнее, если в офисе будет тренажерный зал; 37% мечтают о кабинете массажиста или массажном кресле (среди таких мечтателей больше женщин). Мужчины чаще голосуют за развлечения спортивного характера: теннисный стол, бильярд. Натретьем месте в списке желаний находится автомат сбесплатным кофе- за его наличие ратуют 35%. Кроме этого, 30% респондентов хотелибы иметь наработе комнату отдыха/игровую зону, 10% — спальню, 4% — кинозал. Две трети опрошенных уверены, что компания, создающая в офисе дополнительные удобства, заботится о своих сотрудниках, и каждый десятый респондент обещает проводить в столь приятной рабочей обстановке больше времени.

Поиграть в работу

В настоящее время ситуация на рынке труда складывается в пользу кандидата: работодатель вынужден изобретать инструменты для привлечения новых сотрудников и удержания имеющихся, объясняет руководитель проектов по подбору персонала “Бигл” Александр Сергеев. Лучшие офисы мира соревнуются в области архитектурной и дизайнерской мысли, демонстрируя поистине фантастические наборы удобств для сотрудников. Цели две — внушить клиенту, что лучшего партнера он не найдет, а наемному служащему — что так хорошо ему больше нигде не будет. И здесь важна любая деталь. HR-менеджеры могут припомнить немало случаев, когда решающую роль для кандидата при выборе места работы играл хороший вид из окна кабинета или личная кофе-машина!

Рассказ об идеальных офисах уже много лет начинают с упоминания компании Google, штаб-квартиры которой во всех странах включают игровые комнаты, тренажерные залы и бесплатные кафетерии. Но в России есть и свои, не менее интересные примеры организации рабочего пространства.

Например, в петербургском офисе “В контакте” на Лиговскомпроспекте напротив видовых окон подвешены удобные кресла в стеклянных шарах, расставлены скамьи с отделениями для хранения вещей и обуви (у каждого сотрудника свое), стены украшают фото пользователей крупным растром, а в стеклянных “аквариумах” кабинетов имеются особые шторы, позволяющие по необходимости работать в уединении.

В московской штаб-квартире финансовой компании Xenon Capital Partners пространство распланировано по образцу строения растительной клетки: тут есть защищенное ядро и проницаемые “органоиды” переговорных и кабинетов, белые светильники-пазлы и переговорные под стеклянными колпаками.

В фойе офиса девелоперской компании “Красивая Земля” на проспекте Андропова посетителей угощают свежими яблоками идемонстрируют им на плазменной панели природные ландшафты. Во всех переговорных здесь установлены клетки с живыми птицами: с посетителями общаются не только менеджеры, но еще кореллы, неразлучники и туканы. А в московском филиале Philips кроме рабочих помещений есть даже спальня и детская.

Инкубатор для открытий

Впрочем, иногда офисному пространству поручают решить и более сложную задачу. Так, фармацевтическая компания Novartis потратила несколько сотен миллионов евро, чтобы сделать из своей штаб-квартиры в швейцарском Базеле идеальную среду для будущих научных открытий.

Создание мастер-плана кампуса в 2001 году фирма поручила известному урбанисту Витторио Маньяно Лампуньяни, а проектирование и строительство зданий — знаменитым архитекторам Тадао Андо, Дэвиду Чипперфилду, Адольфу Кришанитцу и др. Первое здание кампуса — легкую каркасную постройку в полупрозрачной оболочке из цветного стекла, развешенного на натянутых струнах, — в2005 году возвело швейцарское бюро Diener & Diener Architekten.

Разработчик мастер-плана и заказчики исходили из самой природы научного вдохновения. Архимед и Исаак Ньютон открыли прославившие их законы не в момент проведения экспериментов или научных исследований, а размышляя на отдыхе, напоминает литературовед Петер фон Матт, один из авторов книги, посвященной кампусу Novartis. Конечно, древнегреческий ученый вряд ли бы после одной ванны пришел к выводу, что твердое тело останется на плаву, если его средняя плотность меньше плотности жидкости, в которую оно погружено, не работав прежде над проблемой взаимодействия воды и тел разной плотности — с целью определить, из чистого ли золота сделана диадема сиракузского царя Гиерона II. АНьютон не открыл бы закон всемирного тяготения от одного вида падающего яблока, если бы не изучал прежде законы движения.

Допустим, что эти истории из области исторических анекдотов, продолжает фон Матт, но, например, точно известно, что биофизики Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон подошли к открытию молекулярной структуры ДНК, принесшему им позже Нобелевскую премию, во время дружеских посиделках с кружкой пива в Eagle Pub в Кембридже. Правда, в мыслях они при этом держали результаты работы большой группы исследователей.

Итак, для гениального открытия необходимы исследования, работа с материалом и обязательно — обсуждение его с коллегами в неформальной обстановке. Такой рецепт выписало своим служащим руководство Novartis. И не забыло применить его при разработке всех построек на территории в 20 га.

В итоге среди экстравагантных строений кампуса нет ни одного небоскреба: если вздании больше семи этажей, то ты не сможешь запомнить всех его резидентов в лицо, а значит, вокруг тебя будут незнакомцы, скоторыми сложно общаться, а не твои коллеги, которым ты легко задашь тот или иной вопрос. Центр строений насквозь прошивают лестницы, спускаясь по которым ты видишь, что происходит на каждом этаже. Вокруг зданий построены закрытые портики — чтобы даже в дождь можно было прогуливаться с коллегами и обсуждать результаты исследований. На территории множество открытых и закрытых кафе — где опять же положено проводить много времени с коллегами. Во всех дворах и патио большие деревья — природа помогает думать, объясняют сотрудники Novartis.

О том, насколько великие открытия здесь сделаны, можно будет судить только через несколько десятков лет, но туристической достопримечательностью Базеля кампус стал уже сейчас. В год его посещают не менее 20 000 туристов, каждый из которых платит городскому офису по туризму не менее 19 швейцарских франков. Деньги от экскурсий поступают в Красный Крест.

Однако при всех прелестях офисов нельзя забывать, что идеальную работу все-таки выбирают по внутренним потребностям, а не по внешним факторам, предупреждает Евгений Креславский, директор института “Новые возможности”, консультант по организационному развитию и развитию персонала. “Переставить неудобный рабочий стол можно достаточно легко, а вот вернуть ощущение того, что делаешь что-то полезное, гораздо сложнее”, — подтверждает Ален де Боттон.

Эта публикация основана на статье «Место особого назначения» из октябрьского приложения "Как потратить" газеты «Ведомости».