Евгений Зуенко: Миллиардеры из трущоб

Как в нашем футболе сочетается несочетаемое

Ни история, ни YouTube не знают примеров сосуществования баннера «Добро пожаловать в ад» с платеже­способным средним классом

Если бы какому-нибудь экспрессивному публицисту потребовалось с помощью нескольких простых примеров проиллюстрировать, насколько противоречива окружающая нас действительность, ему бы следовало просто ввести в строке поиска своего браузера «российский футбол» и скопировать в один файл заголовки новостей последних нескольких недель. После чего останется только расставить восклицания «доколе» – и железный стих, облитый горечью, готов.

Право же, нет никакого разумного объяснения тому, что в нашей футбольной реальности одновременно уживаются сразу несколько параллельных миров. В одном финансовые аналитики рапортуют, что суммарный бюджет 16 лучших российских футбольных клубов то ли уже пробил, то ли вот-вот пробьет психологически значимый порог в миллиард долларов США. А значит, по количеству освоенных средств российская премьер-лига уверенно заняла подобающее место в ряду главных европейских футбольных лиг, непринужденно отодвинув на задний план голландцев, португальцев и прочих разных шведов. В другом – из трех самых популярных и успешных клубов один проваливает отбор к Лиге чемпионов, а два других стартуют так, что становится непонятно, а зачем они вообще туда отбирались.

В одной реальности государство в той или иной форме вкладывается в строительство 12новеньких стадионов. Апараллельно выясняется, что новостройки запланированы вместимостью от 41 до 84 тысяч мест– иэто в стране, где нет ни одной команды со средней посещаемостью выше 22 тысяч зрителей.

В одном мире ОМОНы областных центров Поволжья состязаются, кто более изощренным методом утихомирит приехавших московских подростков в разноцветных шарфах, а в другом подмосковная полиция через прессу просит болельщиков дагестанской команды проявлять сдержанность.

Нет смысла рассуждать о том, как могут в одной стране, одном обществе и даже на одном стадионе сосуществовать столь разные представления о прекрасном – для этого в строке поиска можно набрать пару-тройку других популярных тэгов. Важно лишь помнить отом, что параллельные миры если и пересекаются, то ничего хорошего из этого не выходит.

Можно искренне любить фанатские перформансы и отстаивать священное право любого тинейджера прожигать газон фальшфейерами. Мировая история и архивы YouTube хранят массу примеров того, насколько ярким может быть шоу на трибунах. Но ни история, ни YouTube не знают примеров мирного сосуществования баннера «Добро пожаловать в ад!» с платежеспособным средним классом на центральных трибунах.

Естественный ход вещей должен со временем преодолеть российскую футбольную шизофрению тем или иным способом. Возможно, мы еще увидим заполненные стадионы (вместимостью от 41 до 84 тысяч зрителей), мирно поющие что-то воодушевляющее. Или, напротив, будем регулярно смотреть на YouTube трансляции красочных боев правоохранителей с фанатами. Наконец, не исключен и вариант, при котором на трибунах не будет ни обычных болельщиков, ни фанатов, а чемпионат окончательно превратится в состязание по выбиванию и освоению бюджетов. Тогда шансы российской премьер-лиги пробить еще пару-тройку психологически значимых отметок в два или три миллиарда совокупного бюджета особенно велики.

В противном случае эту колонку можно будет без изменений перепечатывать каждую осень.

Автор – главный редактор журналаPROспорт