Дени Лаван на московском фестивале моноспектаклей: Приходил крокодил

На проходящем в Москве фестивале моноспектаклей Solo выступил главный эксцентрик французского кино Дени Лаван. Кажется, никогда еще зал театрального центра «На Страстном» не видал такого количества кинокритиков, киножурналистов и просто киноманов

Честно говоря, нам было почти все равно, что именно будет играть звезда фильмов Леоса Каракса. Приезд Лавана – в чистом виде случай обожания, «ты походи, а мы похлопаем». Вряд ли кто-то ждал от московской гастроли артиста чего-нибудь столь же феерического, как его последняя киноработа в Holy Motors Каракса, где Лаван играет тринадцать ролей, в том числе гротескного монстра месье Дерьмо, который живет в канализации, питается американскими долларами и цветами с могил. Но когда нервный человек на сцене начал хватать из коробки книги и брезгливо их обнюхивать, стало понятно, что месье Дерьмо таки с нами, только выглядит менее безумно, одет в костюм-тройку грубого покроя и рассуждает о литературном творчестве.

Обсуждение литературных достоинств (точнее, недостатков, точнее, абсолютного ничтожества, никчемности, гнусности, тупости и вредоносности) Жан-Поля Сартра, Жана Жене, Андре Жида, Франсуазы Саган, Ф.М.Достоевского и ряда других авторов – разумеется, кульминация пьесы, составленной драматургом Эмилем Брами из писем Селина и названной с французской витиеватостью: «Заставить аллигатора танцевать под флейту Пана». Именно в этом эпизоде Дени Лаван нюхает книги.

В самом деле, кто мог бы стать идеальным героем Дени Лавана, как не Луи-Фердинанд Селин, штатный месье Дерьмо французской словесности, антисемит и охальник, вываливавший на всех остальных писателей ушаты нечистот.

Но не рвет их, не сжигает и не ест. Потому что это все-таки очень благопристойный спектакль. Режиссер Иван Моран поставил его в духе старомодного актерского бенефиса, а Дени Лаван сыграл с тем почтением, которое многие кинозвезды испытывают перед сценой.

Но все равно это был Дени Лаван, самое яркое мужское лицо французского кино последних тридцати лет, великий артист с внешностью клошара, жилистый и грациозный, как французский бульдог. Человек, похожий не на Луи-Фердинанда Селина, но на текст Луи-Фердинанда Селина. Лицо Лавана – само по себе «Путешествие на край ночи», можно обойтись без слов. И даже название пьесы про аллигатора и флейту Пана какое-то избыточное. Мы ведь и так знаем, что к нам приехал необыкновенный, самый лучший в мире крокодил.

Фестиваль продлится до 14 октября на сцене ТЦ «На Страстном». В программе – моноспектакли Анхелики Лидделл, Данио Манфредини и Пиппо Дельбоно