Однодневная экскурсия по лондонским вокзалам

Памятник первому попавшему под поезд, старейший действующий вокзал и устрицы с шампанским напоследок
Alamy / ИТАР-ТАСС. На фото: Памятник игрушечному медведю Паддингтону, найденному на одноименном вокзале
Полукупол вокзала Кингс-Кросс
Полукупол вокзала Кингс-Кросс

Вид  на новую часть вокзала Чаринг-Кросс
Вид на новую часть вокзала Чаринг-Кросс

Экскурсия Джерри Миллера

Где: центр Лондона

Что: вокзалы

На чем: на метро

Количество участников: до 30 человек

Цена: $350 со всей группы + единые проездные на метро Oyster cards

Продолжительность: с 9.00 до 17.00

В начале XIX века, когда население Лондона перевалило за миллион, железные дороги как нельзя лучше подошли для ежедневной переброски тысяч людей на работу и с работы. К инженерам в обслуживании «офисного планктона» вскоре подключились и писатели: Артур Конан-Дойль писал свои рассказы о Шерлоке Холмсе в расчете на то, что один рассказ может быть прочитан клерком в пути на службу, и этот замысел имел, как мы знаем, огромный успех.

В Англии не только открыт первый вокзал и изобретен первый паровоз, но даже увековечен бедолага, впервые попавший под поезд (им стал депутат парламента Уильям Хаскиссон, который за несколько лет до этого чудом избежал смерти, попав под лошадь во время своего медового месяца).Первая линия подземки тоже появилась в Лондоне, она соединила вокзалы Паддингтон и Фаррингтон. Большинство из 14 лондонских вокзалов расположены по периметру центра, рядом с каждым есть одноименная станция метро. Поэтому самый простой способ передвижения для нашей экскурсии – подземка. Едем по часовой стрелке от Юстона до Сент-Панкраса, где нас ожидает заслуженный отдых и устрицы с шампанским.

Юстон

На месте нынешнего Юстона стоял второй по древности вокзал в мире (первый был открыт в Манчестере, в 1830-м). Его снесли в 60-е годы прошлого века, чтобы построить нечто более современное, но от старого Юстона сохранились две каменные сторожки перед входом, между которыми когда-то стояла массивная арка в стиле пропилеи – ворот, ведущих на афинский Акрополь. Если присмотреться, можно увидеть вырезанные на них пункты назначения: Йорк, Эдинбург, куда раньше шли поезда. Старый Юстон завершили в 1837 году, строительством руководили отец и сын Джордж и Роберт Стефенсоны, наладившие первое в истории регулярное железнодорожное сообщение. Памятник Стефенсону-младшему стоит на площади перед вокзалом. «Ракету» Стефенсона-старшего – локомотив, работавший на первом железнодорожном маршруте Манчестер – Ливерпуль, – можно увидеть в лондонском Музее науки и техники в Южном Кенсингтоне. Там же стоит и самый старый паровоз мира Puffing Billy («Пыхтящий Билли»), построенный в 1814 году.

Паддингтон

Самый старый в мире из ныне действующих вокзалов, Паддингтон, тоже у нас, в Лондоне. Паддингтон – творение инженера и архитектора Викторианской эпохи Изамбарда Кингдома Брюнеля, памятник ему находится в малозаметном закоулке вокзала – надо идти вдоль правого перрона по указателю на стоянку такси. Брюнель был маленького роста, поэтому всегда носил высокий цилиндр. Здесь он изображен сидящим, так что рост не бросается в глаза, а цилиндр держит в руке. Шагах в двадцати от памятника видим дверь с королевским гербом наверху. Она ведет в Королевский зал ожидания, где Виктория, отправляясь в Виндзорский замок, ждала посадки в личный поезд, состоящий из локомотива с вагончиком.

Ну и на этом же вокзале мистер и миссис Браун из популярной детской книги находят игрушечного медведя. Это событие увековечено скульптурой, стоящей у выхода с платформ Хитроу-экспресса. На багажной бирке, прикрепленной к шее Паддингтона, значится: «Пожалуйста, позаботьтесь об этом медвежонке. Благодарю вас».

Виктория

И все же главным лондонским вокзалом в былые времена считался пассажирский терминал Виктория. Во-первых, раньше, до Сент-Панкраса, он был самым большим, поскольку в буквальном смысле сшит из двух зданий, шов легко различим на фасаде. Во-вторых, вокзал Виктория когда-то обслуживал заграничное направление – отсюда поезда шли на континент. Тут есть зал ожидания Восточного экспресса с удобными креслами, но открывают его только в дни, когда экспресс отправляется в путь. Именно отсюда Агата Кристи отправлялась в Египет со своим мужем-археологом, а поезд, в котором ехала, прославила в книге «Убийство в Восточном экспрессе». Кстати, есть у Кристи и роман с названием «В 4:50 с вокзала Паддингтон».

Ватерлоо

Этот вокзал хорошо был знаком зрителям старшего поколения по фильму «Мост Ватерлоо» 1940 года с Вивьен Ли и Робертом Тейлором. В фильме не обошлось без анахронизма: действие происходит в Первую мировую, а показывают мост, построенный в 1939-м. Но вот вокзал, фигурирующий в фильме, – правильный, он почти не изменился с момента завершения строительства в 1848 году. Сегодня через него проходят самые большие пассажирские потоки не только Лондона, но и всей Велико­британии – примерно 90 млн человек в год (через Хитроу – лишь 80 млн). Огромная синяя металлоконструкция, пристроенная сзади к вокзалу архитектором Николасом Гримшоу, – это бывший вокзал Ватерлоо Интернешнл, откуда шли поезда к туннелю под Ла-Маншем до 2007 года. С творением Гримшоу местные власти никак не решат, что делать.

Чаринг-Кросс

Через реку от Ватерлоо на другом конце моста расположен Чаринг-Кросс. Это вокзал так называемой второй волны, он строился в период 1850-1870-х годов, но одна сторона, обращенная в сторону реки и моста, создана гораздо позже, в 1990 году, архитектором Терри Фарреллом. Она напоминает поезд, входящий в туннель. В этом двухуровневом комплексе над платформами находятся офисы аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers. А перед главным фасадом вокзала, выходящим на улицу Стренд и Трафальгарскую площадь, стоит нечто напоминающее готическую часовенку. На самом деле это копия XIX века средневекового Чаринг-Кросса, одного из 12 «крестов королевы Элеоноры». Любимая жена короля XIII века Эдуарда I скончалась на севере Англии. Во всех местах, где похоронная процессия на пути к Вестминстерскому аббатству останавливалась на ночлег, ставили такую часовенку. Парламентарии в период республики, борясь со средневековым мракобесием, снесли оригинал, но в XIX веке по приказу королевы Виктории часовня была восстановлена.

Кингс-Кросс и Сент-Панкрас

Они находятся рядом, поэтому и осмотреть их можно «в паре». На Кингс-Кроссе туристы обычно ищут табличку с надписью «Платформа номер 9¾», но есть здесь вещи и поинтереснее. Новый зал ожидания Кингс-Кросса открылся в марте 2011 года. Обратите внимание на металлический полукупол, поддерживаемый одним лишь плоским решетчатым столбом. Это проект архитектурной фирмы John McAslan + Partners. Инженеры фирмы, затаив дыхание, следили за тем, как из-под полукупола удаляют все подпорки и леса перед открытием нового зала. Полукупол с грохотом осел – на запланированные 4 см.

Ну а про Сент-Панкрас Интернешнл знают все, это главный терминал поездов Eurostar, идущих в Париж и Брюссель. Этим летом, кстати, начнут работать два новых направления: Кельн и Авиньон. В старом помещении вокзала, неоготическом викторианском здании Джорджа Гилберта Скотта, по масштабу уступающем только Парламенту с башней Биг-Бен, два года назад открылся монументальный пятизвездочный отель St. Pancras Renaissance.

Теперь – подкрепиться. Параллельно платформам поездов Eurostar тянется цепочка столиков с сиденьями, имитирующими купе поезда: это бар St. Pancras Grand. Здесь с устрицами и шампанским можно приятно провести время до отбытия на поезде в Париж, а для более серьезной трапезы в ста шагах отсюда в конце платформ есть ресторан Booking Office, действительно размещенный в помещении бывшей вокзальной билетной кассы конца XIX века. На первое берем тефтели из краба под соусом из майонеза, а на второе – пирог из бычьего хвоста с почками. Без супа обойдемся, в английской кухне это блюдо необязательное.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать