Фильм «Транс»: Вор должен сидеть во сне

Лаконичное название «Транс» (Trance) удачно отражает заложенное в психологическом триллере Дэнни Бойла соединение сеанса гипноза с дискотекой
Розарио Доусон, как всякое наваждение, двоится, троится и ускользает от героя/ PathE Films

Фильм Дэнни Бойла напоминает, чем хороша амнезия помимо того анекдотического обстоятельства, что каждый день новости. Это очень бодрое, динамичное состояние, из которого умеючи можно сколотить не то что психологический триллер, а даже фантастический боевик. Хотя у Дэнни Бойла динамичное кино получается на любом материале. Даже если герой, как в недавнем фильме «127 часов», сидит посреди пустынного каньона с придавленной камнем рукой.

«Транс» смонтирован в дискотечном ритме и озвучен электронным битом группы Underworld. Амнезия у Дэнни Бойла понимается не как склероз, а как угар, танцы до упаду, до потери сознания. Хотя никто не танцует, а герой Джеймса Макэвоя полфильма сидит в кресле под гипнозом. И все самое эффектное и динамичное происходит у него в голове.

Макэвой играет аукционного работника Саймона, который после удара по лбу не помнит, куда дел картину Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе». В новостях его называют героем, пытавшимся остановить грабителей, а на самом деле Саймон – соучастник. Но место, где спрятана украденная картина, он действительно забыл. Пытками амнезия не лечится, поэтому предводитель налетчиков Фрэнк (Венсан Кассель) предлагает Саймону пройти курс гипноза у вроде бы случайно выбранного терапевта (Розарио Доусон). Но у случайных гипнотизеров не бывает таких губ и такой фигуры. И герои, и зрители быстро смекают, что Элизабет – машина соблазнения и манипулирования. Весь фокус в том, как эта машина работает.

Вряд ли Дэнни Бойла хоть немного занимала психология, иначе он взял бы на роль Элизабет другую актрису. В «Трансе» нужен чистый знак соблазна. Тугие груди, томный взгляд, хищные, как цветок лилии, губы. Такие девушки не работают в офисе, терпеливо беседуя с пациентами. Они сражаются на Марсе в рядах повстанцев, как в фантастическом боевике Пола Верхувена «Вспомнить всё», они с боями прорываются сквозь ложные воспоминания, они приходят из снов, которые ярче яви, и дают герою в руки пистолет. Саймон, ты умеешь стрелять? Саймон, ты был секретным агентом на Марсе? Где Гойя, где ведьмы, Саймон? Каких чудовищ рождает твой сон?

Первые погружения в подсознание Саймона не лишены комизма: громилы-подельники во главе с элегантным Фрэнком еще не поняли правил поведения в чужом сне и тупо стоят с озадаченными лицами. Но, освоившись, все участники сновидения начинают буянить так, что к середине «Транса» уже неважно, кто кого надул, использовал и чем дело кончится.

Поразительно, что эта галлюциногенная молотилка функционирует совершенно механически. Ум и сердце задействованы тут разве что в прикладном медицинском смысле. Ладно бы страдала только логика. Но и гипнотического в «Трансе» не больше, чем в работе томографа и прибора для снятия кардиограммы. Картинки получаются яркие, ритм мощный, синусовый, патологических изменений в ткани кинематографа не выявляется. Кроме томографии, никаких чудес.

В прокате с 4 апреля