Евгений Слюсаренко: Набрали по объявлению

Как Москва старается хотя бы на неделю стать столицей мирового спорта

Поклонники легкой атлетики, которые хотят попасть в "Лужники" на стартующий завтра, 10 августа, чемпионат мира, в эти дни втянуты в странный аттракцион. Примерно раз в несколько минут (чем чаще, тем лучше) наиболее нетерпеливая часть болельщиков вводит в поисковые системы ключевые слова «легкая атлетика билеты бесплатно» - после чего обзванивает недавно появившиеся предложения. Обновление через форумы, фейсбуки, контакты и твиттеры идет регулярно: из районных управ, библиотек, студсоветов и даже от депутатов муниципальных округов. Главное - успеть перехватить билеты на нужные даты и на лучшие места.

Тут читатель ждет уж рифмы в адрес Дирекции спортивно-зрелищных мероприятий Москвы, оргкомитета чемпионата мира и других структур, отвечающих, в частности, за привлечение зрителей на трибуны. Но обличения нравов не будет. Да, можно было бы подойти к промоушену турнира более изобретательно, но даже за год принципиально это ничего бы не изменило. Это работа на десятилетия. А пока все мы жертвы, вот в чем суть, как принято говорить в готических кругах.

Летний чемпионат мира по легкой атлетике считают третьим по статусу и по числу собираемой публики (на трибунах и у экранов) глобальным спортивным событием в мире - после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. В России он происходит впервые. Ситуация, когда на такие соревнования билеты раздают бесплатно, поскольку их никто не покупает, должна надолго закрыть дискуссии на темы: «Есть ли в России индустрия спорта? Существует ли самодостаточная платежеспособная аудитория? Стоят ли на рынке зрелищ наши спортсмены тех денег, которые получают от государства и корпораций?». Ответ на все эти вопросы одинаков и не меняется уже много лет: нет.

Из этого безжалостного ответа родилось, например, такое чисто российское изобретение, как программа «Зритель», - в качестве болельщиков на трибуны завозится массовка (в этом зазеркалье желающим иногда даже предлагают деньги за поход на стадион). Над этой с трудом представимой за пределами России идеей можно по делу и зло иронизировать, но факт остается фактом: другого способа завлечь российского потребителя на спорт сейчас не существует (пока опустим вопрос, надо ли это делать вообще).

Собственно, организаторы легкоатлетического чемпионата мира в этот раз даже сделали программу «Зритель» с человеческим лицом. Учли критику. Или просто не нашли другого выхода в сезон каникул и отпусков. Билеты решено было распределять не по обязательной к посещению разнарядке в школы, вузы и государственные учреждения, а по объявлениям - для всех желающих. Предложения найти было несложно, ими заклеены все доски объявлений в районных управах и забиты все соцсети. Корреспондент «Ведомостей», в качестве эксперимента попробовавший взять билеты для семьи, сразу попал на хитрое условие: на руки в обмен на контактный телефон выдаются не оригиналы, а ксерокопии. Билеты - уже на месте.

- Это вам все бесплатно, - сказала строгая женщина-организатор. - А нам потом отчитываться. И смотрите не опаздывайте. Мы никого ждать не будем.