Что будет продаваться на русских торгах в Лондоне

Работы Бакста и Рериха, грамота времен Петра и другие уникальные лоты предстоящей «русской недели»
Борис Кустодиев. Купец и жена купца. 1922

С 25 ноября в Лондоне пройдет традиционная «русская неделя». Среди топ-лотов, как обычно, собраны работы классиков. На Christie's - уральский пейзаж Аполлинария Васнецова, оцененный в £600-800 тыс., на Sotheby's - «Семейный портрет в мастерской художника» Петра Кончаловского (эстимейт £3,5-4,5 млн). MacDougall's выставляет «Купальщиков на Лидо» Леона Бакста с оценкой £500-700 тыс., а Bonhams - холст Николая Рериха «Канченджанга» (эстимейт £0,8-1,2 млн).

Деревянный ларец, окованный железом. Рубеж XVII-XVIII вв. Нижний Новгород

Жалованная грамота XVIII в. с подписью Петра I

Однако помимо живописи самых известных авторов XIX и ХХ веков в каталогах всех четырех аукционов есть лоты с более скромной оценкой, но не менее интересной историей.

На вечерний аукцион Sotheby's 25 ноября попала работа Михаила Врубеля «Девушка в венке» - скульптурный портрет его молодой жены, оперной певицы Надежды Забелы. Нежное лицо девушки, похожей на эльфа, и ее тонкая шея словно высвобождаются из глиняной массы. Небрежная и грубоватая на первый взгляд, эта масса превращается в локоны, слегка прикрывающие угловатые плечи. Несколькими движениями из глины вылеплен пышный венок, который после обжига в печи начинает переливаться зеленым, желтым, оранжевым цветами. Это одна из керамических скульптур, над которыми Врубель работал в мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцеве в 1890-х годах. «Подобных вещей с 1991 года на рынке появлялось совсем немного, нынешняя «Девушка в венке» - десятая», - рассказал «Пятнице» глава Sotheby's Россия и СНГ Михаил Каменский, объясняя довольно высокий эстимейт лота - £80-120 тыс.

Не менее редкая вещь появится на аукционе Christie's 25 ноября. Это богато иллюстрированная жалованная грамота времен Петра I (эстимейт £30-40 тыс.). Фолиант из 10 рукописных страниц рассказывает о пожаловании земель и дворянского титула Якову Брюсу. Здесь перечислены все заслуги Брюса, представителя знатного шотландского рода, перед иностранным отечеством: участие в голицынских походах в Крым и войне со шведским королем Карлом XII, разработка астрологического календаря и так далее. Главное - в самом конце грамоты есть подпись самого Петра I. Подобных грамот, по словам экспертов Christie's, уцелели единицы (большинство попросту сгорели). «За последние тридцать лет на аукционе появлялись только три подобных лота, включая нынешний», - поясняет Алексей Тизенгаузен, директор департамента русского искусства Christie's. Выставленный лот, вероятно, довольно скоро оказался за границей, а в последнее время находился в парижской коллекции Александра Джаншиева.

Bonhams для аукциона 27 ноября тоже раздобыл предмет русской старины - деревянный ларец рубежа XVII-XVIII веков, окованный железом (эстимейт £8-12 тыс.). Ларец, в закрытом виде напоминающий миниатюрный теремок с характерной покатой крышей, на деле оказывается весьма удобной, говоря современным языком, системой хранения. Помимо большого отделения под крышкой в центральной части, скрытой за двухстворчатыми дверцами, расположены три ящика. Внутренние поверхности расписаны в лубочной манере. На створках дверей изображены фантастическая птица и стрелок, под крышкой - эпизоды из народных сказок. По предположению экспертов Bonhams, это могут быть иллюстрации к популярной сказке о Бове Королевиче. «Вещь происходит из английского частного собрания и, предположительно, была приобретена на территории Великобритании. Однако в России ларец наверняка принадлежал состоятельному владельцу, так как предметы подобного уровня исполнения высоко ценились и стоили дорого», - поясняет Синтия Коулман Спарк, специалист по декоративно-прикладному искусству Русского отдела Bonhams.

Наконец, MacDougall's 27 ноября будет продавать графическую работу Бориса Кустодиева «Купец и жена купца». Это сценка из семейной жизни, где супруги изображены за чаепитием: на столе самовар, арбуз, яблоки, ваза со сдобой. В левой части рисунка мы замечаем занавеску, которая, как театральный занавес, отделяет зрителя от происходящего на веранде купеческого дома. «Работа Кустодиева доступна для широкой аудитории; если в масле на холсте за подобную работу пришлось бы заплатить по меньшей мере 10 млн, то здесь оценка £10-12 тысяч, то есть приобрести любимый образ русского купечества сможет не только очень богатый, но и просто состоятельный человек», - поясняет совладелица аукционного дома и эксперт Екатерина Макдугалл.