Евгений Зуенко: Интершум вместо публики

Почему российский футбол не нуждается в болельщиках (а они - в нем)

Большинство людей догадывались, что российский футбол не нуждается в болельщиках. Но мало кто предполагал, что настолько

Самые интересные события часто проходят незамеченными. К примеру, на прошлой неделе краснодарский футбольный клуб «Кубань» опубликовал отчет о своей финансовой деятельности за 2013 год. Правда, в свободном доступе есть только краткая версия отчета в пару страниц. С другой стороны, это как раз на пару страниц больше, чем делают другие: большинство отечественных клубов ограничиваются предоставлением обязательных данных в налоговую и не сообщают миру никаких подробностей о структуре своих доходов и расходов. Так что даже неполные данные от клуба, занявшего в прошлом сезоне пятое место в Премьер-лиге, крайне интересны: как минимум у наблюдателей появляется возможность сравнить свои догадки и представления об устройстве российского футбольного мира с реальностью цифр.

Теории журналистов оказались довольно точными. Мы знали, что стоимость телеправ трансляций российского чемпионата не слишком велика: полтора года назад самое щедрое предложение составляло около 80 млн долларов на два года, что могло принести каждому клубу 2-4 млн за сезон (деньги распределяются в зависимости от занятого места). Так и вышло: «Кубань» сообщает, что продажа телеправ на матчи российского чемпионата принесла 115 млн рублей (3,16 млн долларов). Это составляет 4,7% от всех доходов клуба. Это до смешного мало: в бюджетах итальянских клубов продажа телеправ составляет 48% дохода, у французских - 47% (правда, французский контракт считается сильно переоцененным). Английским клубам телеправа приносят 47% дохода, турецким - 42%, испанским - 40%.

Понятно, почему руководители российских клубов регулярно требуют, чтобы им платили за телепоказ в десять раз больше, чем сейчас. Непонятно, правда, кто именно должен платить: «Лига ТВ», созданная специально для продажи телеправ Российской премьер-лиги, за два года сумела привлечь только 214 тысяч подписчиков, которые платят в среднем по 74,5 рубля в месяц.

Мы подозревали, что билетные программы большинства клубов не имеют экономического смысла - оказалось, что мы были слишком оптимистичны. «Кубань», пятый по посещаемости клуб в лиге, только 2,2% доходов получила от реализации билетной программы. В абсолютных цифрах это составило всего 55 млн рублей (1,61 млн долларов) за год. В отчете еще раз встречается такая же сумма: 54,5 млн рублей ушло на оплату услуг агентов. Если приплюсовать к продаже телеправ и билетов еще и суммы, вырученные от реализации клубной атрибутики (0,4% доходов), то окажется, что болельщики команды принесли ей только 7,3% доходов. Остальные 92,7% клуб заработал на призовых, рекламе, продаже игроков и, главное, на спонсорах и акционерах.

Конечно, большинство людей, интересующихся устройством отечественного футбольного бизнеса, догадывались, что российский футбол не нуждается в болельщиках (а они - в нем). Но мало кто предполагал, что настолько. Еще раз: только 7,3% доходов одного из самых популярных футбольных клубов приносят зрители, а 92,7% добывается без их участия.

Непонятно только, зачем в такой ситуации строить новые стадионы. Разумнее было бы соорудить вокруг футбольного поля красивую декорацию (или лучше синий экран, на который можно поместить что угодно - от видео заполненных трибун до рекламы спонсора), установить мощные динамики с интершумом и играть себе в комфортных условиях.

Похоже, наше футбольное будущее станет именно таким.

Автор - главный редактор журнала PROспорт