В Музее современного искусства пройдет выставка «К полету готов?»

Гагарины в Крыму, телескоп из кастрюлек: космос продолжает будоражить художников
Сергей Базилев. Гагарины в Крыму. 2014

Таисия Короткова. Из серии «Технология». 2007

Анастасия Заборовская. Свет далекой звезды. Спутниковая тарелка (локатор). 2013-2014

Как спорт или индустриализация, космос был в числе самых популярных тем официального искусства ХХ века. Сегодня, утратив эту популярность и пережив трансформации, тема космоса все же перекочевала в произведения современных художников. Их покажут на выставке «К полету готов?», которая открывается в Московском музее современного искусства на Тверском бульваре.

Всего будет пятьдесят работ почти сорока авторов, выполненных в разных техниках - здесь и картины маслом, и инсталляции, и видео, и скульптуры, и фотографии. Принципиальным для кураторов было соблюдение временного барьера - в экспозиции нет ни одной работы, сделанной ранее 2000 года. Иногда этот взгляд из сегодняшнего дня кажется ностальгическим, иногда ироничным, но космос по-прежнему остается для художников пространством, где абсурд можно объединить с наукой, технологии с юмором, а частную жизнь с историей.

В советском духе

Многие работы выполнены в традиционной манере, и может показаться, будто появились они не в нулевые, а минимум 20-30 лет назад, если не раньше. Например, на картине гиперреалиста Сергея Базилева «Гагарины в Крыму» (первоначально она называлась «Гагарин на пляже», но в связи с последними событиями автор решил изменить название) знаменитый космонавт купается с дочерью. С одной стороны, сцена кажется очень личной - мы становимся свидетелями чужой частной жизни; с другой - перед нами Герой Советского Союза, человек, превратившийся в символ освоения космоса. Эта двойственность близка советской риторике, убеждавшей людей в том, что каждый практически обязан быть героем и ежедневно совершать подвиги на благо страны.

В гиперреалистической манере выполнена и картина Таисии Коротковой из серии «Технология» (2007), посвященная будням рядовых сотрудников NASA. Человек у нее отходит на второй план, а главными героями оказываются современные технологические достижения. На представленной в экспозиции картине мы видим фантастический интерьер космической станции, яркое многоуровневое помещение, по которому перемещаются люди в белых защитных костюмах.

Телескоп из кастрюлек

Грань между фантастикой и наукой выглядит очень тонкой, особенно если отношение к космической теме у художника приправлено здоровой долей юмора. Владимир Марин складывает телескоп для наблюдения за звездами из эмалированных чашек и кастрюлек. А Анастасия Заборовская пытается поймать свет далекой звезды с помощью метрового локатора - спутниковой тарелки, покрытой золотом.

Георгий Острецов берет за основу своего произведения «Порфирий Иванов на Луне» (2014) мистическую историю, кочующую по различным сообществам, посвященным НЛО. Порфирий Иванов (1898-1983) - реальный персонаж, сельский целитель и мудрец, разработавший собственное учение о здоровье и бессмертии. Якобы именно он «явился» Эдгару Митчеллу - одному из американских космонавтов, высадившихся на Луне в составе экспедиции «Аполлон-14». Астронавт не раз впоследствии выступал с заявлениями о существовании инопланетян. Художник Острецов решил добавить к этой фантастической истории материальных свидетельств - и соорудил нелепый трехногий трон-стул из дуба и меди: в этом-то кресле-астероиде Порфирий Иванов, должно быть, и предстал перед изумленным американцем. Сделал Острецов и портрет Порфирия Иванова - деревянный рельеф с эпоксидной смолой и медными и латунными трубками, который к тому же будет дымиться при помощи дыммашины.

9 апреля - 11 мая, mmoma.ru.