В Музее современного искусства показали картины про органы

Основная тема выставки живописи и графики из коллекции Министерства внутренних дел - труды и подвиги сотрудников и бойцов
Сильная сторона живописи художников МВД - сюжет/ С. Портер/ Ведомости

При Министерстве внутренних дел РФ существует Студия художников имени В. В. Верещагина. Художники там творят исключительно для милиции и о милиции, редко отвлекаясь на посторонние сюжеты. Среди двухсот произведений, представленных на выставке в Московском музее современного искусства, может встретиться что-то и без милиционера, например литография с изображением Михаила Булгакова и его героев (В. Ю. Желваков), но основные сюжеты - про ОМОН, спецназ, следователей и оперативников. Запечатление их лиц, будней, подвигов, автоматов и фуражек, мужественных профилей и сильных спин.

Стиль произведений - реалистический, но не вызывающий. Выставка подготовлена к 45-летию студии, т. е. основана она была во времена больших пластических свобод, и работают здесь не слепые, а профессионалы, воспринимающие современные картины мира. Есть, конечно «Слава Спецназу!» О. А. Леонова, где рядом с российским триколором развевается еще какое-то знамя «Русь», но и это полотно умеренно махровое, несмотря на нестерпимый перебор красного. Художественным мастерством большинство авторов не блещет.

Некоторые художники пытаются следовать времени и решить пластические задачи - например, тот же В. Ю. Желваков составляет серию «Буденновская трагедия» из разножанровых рисунков, а то, что они созданы в несколько старомодном стиле, так ведомственная живопись обречена на консерватизм. Художник в этом случае не может быть смелым.

Основной предмет забот эмвэдэшных художников не стиль и не идеология, главное для них - сюжет. Ничего недосказанного, никаких символизмов и абстракций - велико наследие русской реалистической живописи, каждая картина про что-то. Например, Ю. А. Орлов изображает допрос подозреваемого («У следователя»), захват омоновцами казино («Проигранная партия»), задержание человеком в камуфляже человека в пиджаке («Ровесники. Свет и тьма»). В кабинете следователя висит фотография Высоцкого-Жеглова, повествующая не только об идеалах героя картины, но и об источнике вдохновения автора. Художники студии, поясняют организаторы выставки, работают в горячих точках и на сборах внутренних войск, т. е. пишут с натуры. Но видится, что большинство сюжетов инспирировано не реальностью, а отечественным кинематографом, сериалами. Что понятно: вряд ли сотрудники Министерства внутренних дел хотели бы видеть свои будни-подвиги такими, как они есть.