В Москве открылся фестиваль "Длинные руки"

В московском клубе «Дом» выступил японский Precambrian Clarinet Quartet, открыв фестиваль памяти Курёхина «Длинные руки»

Культурный центр «Дом» был создан в 1999 г. Николаем Дмитриевым и сразу занял место, уникальность которого еще и в том, что и десять лет спустя после внезапной смерти основателя «Дом» существует и проводит фестивали «Длинные руки», названные в честь лейбла, организованного Дмитриевым вместе с Сергеем Курёхиным в 1996 г. В этом году Курёхину исполнилось бы 60. А 70 исполнилось бы другому важному для «Дома» человеку - немецкому контрабасисту Петеру Ковальду, тоже давно покойному.

Несмотря на такое обилие сошедшихся грустных дат, фестиваль, получивший в этом году название (или девиз) «Традиция свободных людей», вышел, как всегда, по-джазовому свободным. Открыл его во вторник японский Precambrian Clarinet Quartet (подразумевается докембрийский период, или криптозой) во главе с близким другом Дмитриева, кларнетистом и саксофонистом Кадзутоки Умэдзу. Вообще-то Умэдзу-сан уже выступал в «Доме» несколько лет назад. Тогда его ансамбль играл клезмер, а на бис девушка-японка трогательно спела песню Чебурашки.

На сей раз миниатюрный, но яростный саксофонист с молодыми товарищами (один из которых - участник панк-группы) представил программу, сочетающую довольно сложную компонованную музыку и почти что роковые импровизации на несложные темы. В качестве таковых были взяты не только народные мелодии, но и песни Фрэнка Заппы и Кэптэйна Бифхарта, а кларнетисты порой откладывали свои инструменты и брались за саксофоны и даже садились вдвоем за один рояль (сетуя на отсутствие двух роялей), устраивая настоящие инструментальные дуэли - к вящему восторгу публики.

Фестиваль продлится до понедельника, и каждый день слушателей ждут необычные сочетания инструментов и стилистик: китайский гуцинь и немецкий тромбон, дуэт контрабасов и даже туба, рок-вокал (Маша Макарова из «Маши и Медведей») и танец буто. Таковы традиции свободных людей.