Фильм «Голодные игры. Сойка-пересмешница» популярно разъяснил коварную сущность пропаганды

В фильме «Голодные игры. Сойка-пересмешница (часть I)» нет уже никаких голодных игр: третья серия популярной подростковой антиутопии - о пропаганде и контрпропаганде в военное время
Героиня Дженнифер Лоуренс страдает, но поднимает революционный дух/ kinopoisk.ru

В «Зарницу» на выживание автор книги-первоисточника Сьюзен Коллинз и режиссер Фрэнсис Лоуренс наигрались во второй серии. Теперь пришло время вернуться к идеям. С этой задачей лучше справлялся постановщик первых «Голодных игр» Гэри Росс, но третью серию сделал опять Лоуренс, бывший клипмейкер, которого больше занимают боевые эпизоды. В «Сойке-пересмешнице» они есть, но не то чтобы много - кино не про это. Хотя социальные волнения в тоталитарном государстве перешли в полномасштабную гражданскую войну, батальное полотно, видимо, развернется в продолжении размазанной на две части третьей серии. А пока главные сражения ведутся за сердца людей, иначе говоря - на информационном фронте.

Для тех, кто к нам только что присоединился, придется напомнить, как в здешней антиутопии все устроено. Государство имеет радиально-кольцевую структуру. В центре находится Капитолий, где живут диктатор (Дональд Сазерленд) и праздные богатеи. От Капитолия расходятся круги-районы числом двенадцать. По мере удаления от центра в них возрастает нищета и, как следствие, доброта. Самые бедные и лучшие - обитатели последнего, 12-го округа. Оттуда родом и главная героиня - отважная юная лучница Китнисс (Дженнифер Лоуренс), победительница ежегодного реалити-шоу «Голодные игры», в котором участвуют по два подростка - мальчик и девочка - от каждого района, но из всех участников выжить может только один. В первой серии Китнисс удалось изменить это правило и спасти своего партнера Пита (Джош Хатчерсон), разыграв с ним любовную интригу (это понравилось публике). Вторая серия, где победителей снова отправили на турнир, закончилась бунтом на арене, в результате которого пара оказалась по разные стороны баррикад.

Китнисс очнулась в бункере повстанцев, Пит остался заложником в Капитолии. Но обоих используют в пропагандистских целях. Пит в прямом эфире у придворного шоумена (Стэнли Туччи) призывает восставших одуматься и прекратить кровопролитие. Из Китнисс лепят символ сопротивления - Сойку-пересмешницу. Перешедшие на сторону революции политтехнологи и имиджмейкеры (Филип Сеймур Хоффман и Элизабет Бэнкс) сначала пытаются сделать с героиней примитивный ролик с компьютерной подложкой, но Китнисс не умеет фальшивить, и приходится командировать ее в район боевых действий в сопровождении припанкованных молодых документалистов. Среди руин, трупов и раненых Сойка находит нужные слова и эмоции, и ушлые киношники мгновенно фиксируют ее ненаигранный пафос, который вдохновит угнетенные массы на решительную борьбу.

То есть, с одной стороны, наше дело правое, тирания должна быть свергнута, демократия победит. А с другой - контрпропаганда не лучше правительственной лапши на уши, не очень-то, по правде говоря, развесистой: например, сочиняя, как бы посильнее заклеймить повстанцев, советники диктатора выбирают между «бандитами» и «радикалами», но не могут додуматься до «фашистов». Между тем по другую сторону фронта сидят ребята поумнее. Это ничего, что наш госпиталь разбомбили, - на его руинах речь, полная гнева и скорби, звучит особенно пламенно. И лидер сопротивления (Джулианна Мур) иногда действует не менее цинично, чем диктатор. А уж Филип Сеймур Хоффман в роли тертого политтехнолога одной ухмылкой умеет убить всякое доверие к людям вообще.

Чтобы сделать сюжет про манипуляцию еще наглядней, режиссер Фрэнсис Лоуренс использует даже кота, который в «Сойке-пересмешнице» служит не только классическим объектом для сантиментов, но и метафорой. Героиня, конечно, спасает его, рискуя жизнью, но потом раздражается, наблюдая, как легко заставить глупое животное гоняться за собственным хвостом. Зритель в итоге чувствует себя довольно двусмысленно: авторы показывают ему коварную сущность пропаганды, но при этом и самого его по привычке держат за кота.

В прокате с 20 ноября