Книга об эволюции литературного образа буржуа вышла на русском языке

В книге «Буржуа: между историей и литературой» итальянский социолог Франко Моретти препарировал язык буржуазии

Книга итальянского социолога литературы, профессора Стэнфордского университета Франко Моретти - о знаменитых произведениях мировой литературы, о том, как они сделаны и что за реальность за ними стоит. В центре внимания - XIX век, от Бальзака до Ибсена, но рассматривается творчество и Даниэля Дефо, и Томаса Манна.

Моретти интересуют сюжеты и язык. Привычные с детства образы становятся знаковыми фигурами, даже разговор о Робинзоне Крузо оборачивается разбором феномена труда у буржуа. Вроде бы он уже свободен, лишен внешнего принуждения, а все равно трудится, выбирая подсознательно формулу «работать на себя как на другого». Это противоречие, замеченное еще Гегелем, породило множество рефлексий в культуре - от Норберта Элиаса до Александра Кожева.

Новое историческое мышление связано с новым словарем, новыми значениями уже существующих понятий. Отдельные страницы посвящены наполнению таких ключевых слов, как «влияние»», «эффективность», «полезный» и «комфорт» (его автор воспринимает «почти что медицинским понятием на полпути между работой и отдыхом»). Во многом вокруг них выстраивалась буржуазная система ценностей, выкристаллизовывался мир, который сегодня выглядит уходящим. Неомарксистские увлечения автора чувствуются в иных положениях книги, выглядящей фейерверком отлично препарированной фактуры. Литература Нового времени рассматривается как движение от буржуа-реалиста периода «Вильгельма Мейстера» к созидающему разрушителю, для которого «детали затмеваются воображением, реальное - возможным». Логичным завершением такого анализа становится обращение к истории банкротства компании Enron. Автор вспоминает о нем в финале, обращая внимание на ретроспективный характер понятия «честность»: «Ты честен, если в прошлом не сделал ничего дурного. Ты не можешь быть честным в будущем времени - которое является временем предпринимателя». Итоговый вывод малоутешителен - буржуазный реализм бессилен перед лицом капиталистической мегаломании. Но как стиль он все еще полон очарования - по крайней мере, для нуворишей из стран с развивающейся экономикой.

Книга Моретти - продукт новой эры, в качестве источников текстов автор использует электронные библиотеки вроде собрания британских и ирландских романов Чедвик-Хили или объединяющего несколько миллионов книг корпуса Google Books. Но даже продвинутой работе не помешал бы старомодный указатель имен, хотя бы как привет постепенно исчезающим привычкам.

Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014