В Мультимедиа арт музее показывают «Как рождается мода»

На примере фотографий из архива Conde Nast
Майлз Олдридж, итальянский Vogue, сентябрь 2002/ © Miles Aldridge

В этом году биеннале «Мода и стиль в фотографии» представляет в основном модную фотографию, чистый глянец. Что бывает не каждый раз – фотография моды изучена и продемонстрирована уже многократно, новую тему, полностью отвечающую названию фестиваля, отыскать затруднительно. Кажется, даже невозможно, но индустрия не стоит на месте, а Ольга Свиблова, бессменный куратор биеннале, умеет добыть новые варианты представления известных сюжетов.

Нашлись свежие выставки и на этот раз, хотя трудно не заметить, что некоторые работы кочуют по экспозициям. Вот и силуэт женщины на фоне красного креста, образовавшийся на снимке Эрвина Блюменфельда в марте 1945 г., попадается на глаза уже третий раз за нынешний сезон.

Здание Московского дома фотографии, он же «Мультимедиа арт музей», наполнено сейчас выставками, где вместе (а бывает, и вместо) с фамилией авторов стоит название журнала, в котором были опубликованы фотографии. Такие снимки – плод содружества или результат битвы главного редактора и фоторедактора, стилистов и человека, смотрящего в объектив. Только большим мастерам удалось сохранить собственный почерк в фотографиях, или они сумели свою творческую энергию передать изданию, как это сделал тот же Блюменфельд, один из авторов выставки «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива Conde Nast».

Лучшее в МАММе

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» традиционно проходит на нескольких площадках. Но лучшие выставки, как правило, показывают в «Мультимедиа арт музее»

Для больших художников, таких как Ман Рэй, фотографии для глянца так и остались побочной темой, эпизодом в художественной биографии. Диана Арбус, например, порвала с миром моды ради осмысления социума и познания людей. Но ее работы также представлены на выставке. В подтверждение, что и интеллектуалы не чужды были модным изданиям.

«Как рождается мода» – своего рода дайджест по истории модной фотографии. Для ее куратора Наталии Хершдофер при отборе были важны не имена и индивидуальности, а тенденции, маркирующие время. Хотя понятно, что тенденции лучшим образом выражали высокие профессионалы, а без знаменитостей не обойтись.

Начинается выставка с портрета Гертруды Вандербильт Уитни, красавицы и богачки, дочери человека, финансово поддержавшего журнал Vogue. Естественно, что портрет в нем и был напечатан в июле 1919 г., снимок сделал барон Адольф де Мейер. Позже аристократы редко занимались модными фотографиями, а светских богачек на журнальных разворотах сменили модели. Через 30 лет, в 60-х, модели затмили аристократок, а еще через 10 лет супермодели начали получать супергонорары.

Также изменились изображения – если в предвоенные и послевоенные годы на фотографиях царствовали изящные дамы в элегантных нарядах, то потом внешней серьезности и шику пришел конец. Естественность вошла в моду в 60-х и вышла из нее лет через 10. Тогда красоту вытеснили изобретательность и стремление к оригинальности.

На снимках двух последних десятилетий модели редко появляются полностью, все больше частями – руки, ноги, губы. Целостный образ дробится, чтобы не казаться банальным. Кислотные цвета сделали мир моды совсем нереальным. А цифровая печать и компьютерные технологии позволяют творить образ и вовсе без женщин. Что будет дальше, трудно себе представить.

До 7 июня