Статья опубликована в № 3807 от 08.04.2015 под заголовком: Вековой путь от женщины к цифре

В Мультимедиа арт музее показывают «Как рождается мода»

На примере фотографий из архива Conde Nast
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Майлз Олдридж, итальянский Vogue, сентябрь 2002
© Miles Aldridge

В этом году биеннале «Мода и стиль в фотографии» представляет в основном модную фотографию, чистый глянец. Что бывает не каждый раз – фотография моды изучена и продемонстрирована уже многократно, новую тему, полностью отвечающую названию фестиваля, отыскать затруднительно. Кажется, даже невозможно, но индустрия не стоит на месте, а Ольга Свиблова, бессменный куратор биеннале, умеет добыть новые варианты представления известных сюжетов.

Нашлись свежие выставки и на этот раз, хотя трудно не заметить, что некоторые работы кочуют по экспозициям. Вот и силуэт женщины на фоне красного креста, образовавшийся на снимке Эрвина Блюменфельда в марте 1945 г., попадается на глаза уже третий раз за нынешний сезон.

Здание Московского дома фотографии, он же «Мультимедиа арт музей», наполнено сейчас выставками, где вместе (а бывает, и вместо) с фамилией авторов стоит название журнала, в котором были опубликованы фотографии. Такие снимки – плод содружества или результат битвы главного редактора и фоторедактора, стилистов и человека, смотрящего в объектив. Только большим мастерам удалось сохранить собственный почерк в фотографиях, или они сумели свою творческую энергию передать изданию, как это сделал тот же Блюменфельд, один из авторов выставки «Как рождается мода: 100 лет фотографии из архива Conde Nast».

Лучшее в МАММе

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» традиционно проходит на нескольких площадках. Но лучшие выставки, как правило, показывают в «Мультимедиа арт музее»

Для больших художников, таких как Ман Рэй, фотографии для глянца так и остались побочной темой, эпизодом в художественной биографии. Диана Арбус, например, порвала с миром моды ради осмысления социума и познания людей. Но ее работы также представлены на выставке. В подтверждение, что и интеллектуалы не чужды были модным изданиям.

«Как рождается мода» – своего рода дайджест по истории модной фотографии. Для ее куратора Наталии Хершдофер при отборе были важны не имена и индивидуальности, а тенденции, маркирующие время. Хотя понятно, что тенденции лучшим образом выражали высокие профессионалы, а без знаменитостей не обойтись.

Начинается выставка с портрета Гертруды Вандербильт Уитни, красавицы и богачки, дочери человека, финансово поддержавшего журнал Vogue. Естественно, что портрет в нем и был напечатан в июле 1919 г., снимок сделал барон Адольф де Мейер. Позже аристократы редко занимались модными фотографиями, а светских богачек на журнальных разворотах сменили модели. Через 30 лет, в 60-х, модели затмили аристократок, а еще через 10 лет супермодели начали получать супергонорары.

Также изменились изображения – если в предвоенные и послевоенные годы на фотографиях царствовали изящные дамы в элегантных нарядах, то потом внешней серьезности и шику пришел конец. Естественность вошла в моду в 60-х и вышла из нее лет через 10. Тогда красоту вытеснили изобретательность и стремление к оригинальности.

На снимках двух последних десятилетий модели редко появляются полностью, все больше частями – руки, ноги, губы. Целостный образ дробится, чтобы не казаться банальным. Кислотные цвета сделали мир моды совсем нереальным. А цифровая печать и компьютерные технологии позволяют творить образ и вовсе без женщин. Что будет дальше, трудно себе представить.

До 7 июня

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more