Патриарх европейской оперной режиссуры Ахим Фрайер поставил «Пеллеаса и Мелизанду» в Линце

Опера Дебюсси вписалась в самый большой в Австрии театр
Мизансцены Ахима Фрайера статичны, но очень красивы/ © Karl Forster

Огромная сцена наполнена множеством спускающихся из-под колосников кругов. В их фантастическом лесу живут персонажи оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Герои мало двигаются, некоторые и вовсе неподвижны, но не всякий смысл определяетcя скоростью тел. В спектакле легендарного Ахима Фрайера в Ландестеатре австрийского Линца главная роль отдана переливам цвета и света, способным довести воображение до исступления: что это за реальность, притворяющаяся чем-то знакомым и знающая о нас больше, чем мы сами? В чистом виде Солярис, таинственное и кажущееся недоброжелательным пространство, откуда герои не могут выйти ни на минуту (певцы находятся на сцене все три часа), но и общаться друг с другом тоже сложно, все смотрят в основном в зал. У одних ноги в гирях, как у Аркеля (его поет одессит бас Николай Галкин), у других голова в гуттаперчевой маске. Хорошие голоса – выделяются австралийское сопрано Карен Робертсон (Женевьева) и корейский баритон Сео Чан (Голо) – не теряются на фоне Брукнеровского оркестра под управлением Денниса Рассела Дэвиса (Брукнер родился в Линце). Американский дирижер показывает тонкое понимание импрессионистской оперы, чувственной и интеллектуальной одновременно. В будущем году он покинет оркестр, которым руководит уже 14 лет.

Отдельное спасибо за мастерское управление светом и 150 кругами техническим службам театра, новое здание которого открыли три года назад. По площади он самый большой в Австрии, его 10 этажей обошлись в 150 млн евро, студия звукозаписи вмещает оркестр.

Тридцатого марта Фрайеру исполняется 82 года. Он учился еще у Брехта, а в прошлом году получил престижную премию Нестроя за творчество в целом. Те, кто работает с ним в Линце, поражены его энергией и обилием идей. Фрайер известен и как живописец, чьи работы показывают на выставках, на его берлинской вилле открыт полноценный арт-центр. «Пеллеас» сделан в соавторстве с Морицем Ницше, их совместную выставку по мотивам декораций, рожденных новым пониманием пуантилизма, показывает до конца апреля галерея Брунхофера в гавани Линца.

Линц

Ближайшие спектакли «Пеллеас и Мелизанда» – 13 и 30 апреля, 6 и 20 мая