Статья опубликована в № 4107 от 01.07.2016 под заголовком: Повторение гастролей

Петербургский Манеж открылся после реконструкции

Выставка «Русские художники на Венецианской биеннале» представляет там избранное современное искусство
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Джакомо Кваренги, по чьему проекту в начале XIX в. был возведен Конногвардейский манеж, отличался умением строить простую и ясную архитектуру – недаром она стала образцом для рядовой сталинской неоклассики. В отличие от Манежа московского он практически не поддается переделке. В 1977 г. здание было приспособлено под выставочный зал, и с тех пор внутренние перекрытия, поделившие пространство на два уровня, стали его неотъемлемой частью. В структуре потолка – хаотическое переплетение сварных металлических конструкций, сделанное в 1930-х гг. и позже, когда в здании помещался ведомственный гараж НКВД. Так обнаруживается одна из многих смысловых параллелей между реконструированным петербургским Манежем и московским музеем современного искусства «Гараж», где после реконструкции остались нетронутыми останки старого здания.

Под внешне прекрасной, но давно и не один раз выпотрошенной оболочкой петербургского классицизма ощутима вся история здания. На равных с Кваренги здесь существуют несколько культурных слоев, самый очевидный представлен тяжеловесной архитектурой брежневского застоя. С этой данностью были вынуждены в первую очередь считаться реформаторы Манежа – пришедшие сюда в июле 2015 г. единой командой новый директор Павел Пригара, архитектор Александр Кривенцов и его мастерская «Циркуль», куратор Семен Михайловский, больше известный как новый комиссар российского павильона в Венеции, и ректор Института имени Репина петербургской Академии художеств. В очень короткие сроки они постарались дать выставочному залу новый облик, жизнь и концепцию развития, которую его куратор описывает словами «пространство возможностей».

Первая экспозиция в обновленном Манеже должна была подтвердить этот образ, и выставка «Русские художники на Венецианской биеннале» успешно справилась с задачей. Идея куратора проста – показать лучшее, что было сделано в отечественном современном искусстве за последние 25 лет.

Манеж сделался визуально легче и просторнее, и разреженная экспозиция ему под стать. В ее дизайнерском решении сознательно сохранены следы временности, и тут есть как неудачи – футболки со списками российских участников биеннале разных лет, словно на просушку развешанные рядами поперек первого этажа, так и удачи – стенды из гофрокартона на втором этаже, где представлен московский концептуализм. В аванзале показаны работы Юрия Аввакумова, Олега Кулика, Тимура Новикова, Анны Желудь, а вдоль стен – Дмитрия Гутова, Анатолия Осмоловского, Сергея Шеховцова и других авторов. В центре первого этажа – инсталляция Сергея Шутова «Абак», сделанная для биеннале 2001 г., и Inverso mundus AES+F, показанная в прошлом году. Впрочем, соседство двух этих известных и очень разных по интонации работ вышло не слишком удачным.

Организаторы старались собрать на выставке в точности те произведения, что были в разных программах Венецианских биеннале. Но полностью это не удалось, даже получив помощь художников, главных отечественных музеев и частных институций. Произведения 35 участников подаются как ценности, прошедшие международную апробацию на одной из главных мировых площадок искусства. В городе, где был начат западнический проект русской истории, это, возможно, станет для широких зрительских масс аргументом в пользу современного искусства – в Северной Венеции показывается то, что достойно внимания и в самой Венеции.

Санкт-Петербург

До 17 июля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more