Статья опубликована в № 4365 от 18.07.2017 под заголовком: Великое и смешное в русской графике

Выставка «Конец прекрасной эпохи» показывает графику без интеллектуальных затей

Третьяковская галерея соединила на ней работы художников позапрошлого века
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выставки в зале графики Третьяковской галереи никогда не вызывают повышенного интереса. Но тут публика ошибается, рисунки и акварели в классическом искусстве не второстепенный по значению жанр, даже если это эскизы к большой картине. В беглом рисунке видны и рука, мастерство художника, и логика его мышления, и история построения картины. Не говоря уже о законченных произведениях. Именно на графической выставке велик шанс сделать личное открытие или с радостью первооткрывателя утвердиться в давно известном. Например, что Александр Иванов – художник с грандиозными, микеланджеловскими прямо-таки, амбициями, трагически не удовлетворенными.

На выставке «Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века» он не единственный, но главный герой. «Библейские эскизы» его хорошо известны, и известно, почему производят сильное впечатление: множество сюжетов, мастерство рисунка и необычайное очарование, независимое от степени законченности листов. А золотая акварель «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» или «Благовещение» с сияющим белым вестником написаны с таким не свойственным, казалось бы, академистам трепетом, что видятся пришедшими из эпохи модерна.

Рядом с ними эскиз росписи «Воскресение Христово. Изведение из гробов» для московского храма Христа Спасителя кажется великим провалом художника, решившего, что сможет соединить академическую, анатомически правильную живопись с греческой иконописной условностью. Но анатомически точный рисунок изобразить массовое восстание из гробов был не в силах. И как-то понимаешь архитектора Константина Тона, отказавшего художнику в написании заалтарного образа с горами гробов, из которых восстают удивленные, с разведенными руками праведники.

Другие художники

В тени трех классиков на выставке остались превосходные рисовальщики Федор Бруни и Николай Бенуа, ученик Брюллова Андрей Горонович. Замечателен рисунок «Дервиши» Михаила Скотти.

Религиозная графика Иванова могла быть, а возможно, и должна была стать предметом самостоятельной выставки со сложным и драматическим сюжетом об интеллектуальных дерзаниях большого русского художника. Но отдел графики Третьяковской галереи запустил цикл с образцово бессодержательным названием «Художник и время», что позволяет ему делать выставки по не требующему особой фантазии хронологическому принципу. Так что рядом с результатом мучительных поисков обновления религиозной живописи показывают вполне благополучные находки на академическом поприще. Второй герой выставки – Карл Брюллов, виртуозный мастер безупречно законченных и часто выставляемых рисунков. На его акварели «Праздник сбора винограда» или куртуазных сценках из жизни Людовика XV (иллюстрации к хронике Александра Дюма) глаз отдыхает, а сердце не бьется от боязни, что автор замыслил нечто ему непосильное.

За комизм на выставке отвечает ее третий главный герой – Павел Федотов. Его графику показывали сравнительно недавно, два с половиной года назад, на большом юбилейном показе. Так что с рисованными сценками из повседневной русской жизни с нравоучительными рацеями (словесными описаниями картин, написанными автором) музейные завсегдатаи уже знакомы. Как с первым вариантом «Свежего кавалера», так и с эскизом к гоголевской силы «Кончине Фидельки».

Кроме трех главных героев на выставке представлена графика во всех отношениях достойных художников. На выставке их работы почти затерялись на фоне рисунков и акварелей трех классиков нашего изобразительного искусства. Они словно проходные персонажи, которым авторы позволили пару реплик. Это не то что несправедливо, а как-то неинтересно. Все же беглый обзор с желанием показать всякое разное редко когда способен увлечь зрителя, возможно, поэтому в отделе графики даже на вернисажах не бывает много публики.

До 5 ноября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more