Статья опубликована в № 4404 от 11.09.2017 под заголовком: Северный Дима

На фестивале в городе Лахти эталонным образом представляют симфоническое наследие Яна Сибелиуса

Лучше всех это делает русский дирижер Дмитрий Слободенюк
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Семнадцать лет назад руководство старейшего в Финляндии симфонического оркестра Лахти решило, что Сибелиуса много не бывает, и взялось за дело. Спроектированному местными студентами-архитекторами концертному залу на 1250 мест акустику «сочинил» известный американец Стивен Джонсон. Разрешение на имя Sibelius Hall и ежегодного фестиваля получили у наследников композитора. Рукописи симфоний и поэм отдали на доработку специалистам: так появились авторские редакции Пятой симфонии, Скрипичного концерта, реконструированные партитуры «Лесной нимфы» и симфонических песен. Сейчас у муниципального оркестра Лахти предостаточно эксклюзива: своего Сибелиуса он возит в Китай, Японию, Южную Корею, угощая им и главные точки Европы, включая «Золотой зал» венского «Музикферайна».

Два года оркестр и фестиваль возглавляет дирижер московского происхождения и финской выучки – Дмитрий Слободенюк (у финнов его имя – Dima). России он знаком лишь по выступлению в Петербургской филармонии, а в мире известен. Амстердам, Чикаго, Берлин, Париж и Лондон знают 42-летнего маэстро не понаслышке, как и Шведская королевская опера (ставил «Огненного ангела»). Второй штатно возглавляемый им коллектив – североиспанская Simfonica de Galicia. Звучавшие под его руководством «Луоннатар» и «Ляммикяйнен» на фестивале Сибелиуса ошеломили. Это была не музыка, а чудо: ноты складывались в шевеления воздуха и какие-то агрегатные состояния. Звук оркестра то вмерзал в неправдоподобные pianissimi, то раздувался и лопался, как огромный пузырь. Казалось, музыку можно трогать – такой осязаемой твердости, сыпучести и ломкости симфоматериала, как в Лахти, нигде в мире производить еще не научены.

Убедиться в этом было легко, слушая на следующий день выступление оркестра Гетеборга с 31-летним Сантту-Матиасом Роували, уроженцем Лахти и учеником того же Лейфа Сегерстама, у которого в хельсинкской Академии музыки учился и Слободенюк. Соединив в диптих неродственные по материалу «Лесную нимфу» и «Сагу», во втором отделении белокурый двойник Густаво Дудамеля дирижировал Пятой симфонией. Бьющий через край темперамент маэстро стал самым запоминающимся в палитре этого – все же традиционалистского – исполнения. Выйдя под имитацию звездного неба на потолке «Лесного вестибюля» в «Сибелиус-холле», хотелось вспоминать симфонические волшебства предыдущего вечера.

Лахти

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more